В это воскресенье в Лос-Анджелесе будут вручены «Оскары». Единственным, но существенным нововведением 2010 года стало увеличение количества картин в номинации «Лучший фильм»: десять вместо прежних пяти. При этом основные фавориты -- «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу.
Мероприятие сулит неожиданности, поскольку на победу претендуют сильные и разноплановые конкуренты. Это, во-первых, коммерческие хиты «Аватар» (тут, как оно бывает на церемониях, перед оглашением остальных лент можно выдержать выразительную мхатовскую паузу), мультфильм «Вверх» и «Район № 9», в высокой оценке которых народ и кинодеятели, в общем, едины.
Но среди номинантов есть и не столь однозначно тепло принятые картины, и здесь все интереснее. «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, ставшие, к слову, его самым финансово успешным фильмом ($318 млн в мировом прокате -- на сотню миллионов больше, чем у «Криминального чтива»), вызвали самые полярные отклики. От предположений, что режиссер зарапортовался и растерял фирменный драйв, до столь же категоричной уверенности, что Квентин просто вышел на новый творческий уровень. По-разному можно относиться и к трагикомедии из жизни специалиста по массовым увольнениям «Мне бы в небо». С одной стороны, актуальная тема и Джордж Клуни в наилучшем виде. С другой -- мнение, что на сей раз постановщик «Своего человека» и «Джуно» Джейсон Рейтман, славный провокационными сюжетами, свою привычно горькую пилюлю несколько пересластил. Братья Коэн в совершенном по композиции «Серьезном человеке», напротив, предлагают горечь и безысходность в чистейшем, без сахариновых добавок виде, и авторское определение, что перед нами комедия, представляется как никогда издевательским.
Дела семейные
Особый случай, составляющий, пожалуй, главную и не без налета романтики интригу «Оскара», -- «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. От определения «кино о военных действиях США в Ираке» широкий зритель имеет полное право шарахаться (что он в общем-то и сделал -- фильм с трудом окупил бюджет). Однако Бигелоу как будто вовсе и не задумывается о нравственно-геополитическом аспекте дела, чего и аудитории настойчиво не советует. Абстрагироваться легко, и в результате мы имеем дело с мощной военной драмой, странным образом еще более мужской оттого, что ее поставила женщина. Как, вероятно, уже известно и детям, Бигелоу приходится бывшей женой постановщику «Аватара» Джеймсу Кэмерону. На первых порах уверенный в триумфе своего детища Кэмерон барственно обещал поделиться с Бигелоу какой-нибудь из выигранных статуэток и шутил в духе старинного хита группы «Секрет»: «А может, черт возьми, нам снова?» В последнее время, однако, новых неожиданных предложений с его стороны не поступает. Номинированные каждый по девяти позициям «Аватар» и «Повелитель бури» идут, так сказать, ноздря в ноздрю, и уже не до шуток.
Милые кости
Излишне в очередной раз мусолить тему «Аватара», о котором говорилось больше, чем обо всех фильмах из списка, вместе взятых. Батальный эпос из жизни синих с хвостами подхватывает зрителя и в течение почти трех экранных часов волоком, не позволяя вздохнуть, протаскивает его через трехмерные миры кинематографа будущего. Если бы присутствовала отчасти лирическая номинация «Фильм будущего», то она, безусловно, была бы за Кэмероном.
Будущее индустрии по «Аватару» в известной степени пьянит и как раз поэтому требует по возможности трезвого подхода, который, понятно, не самая благодарная позиция в условиях удавшегося ($2,5 млрд сборов на сегодняшний день) всемирного гулянья. Это будущее как норка маньяка из «Милых костей». На первых порах все живописно и красиво, но в какой-то момент делается душновато и возникают осторожные сомнения: а удастся ли выбраться из этого мира целехоньким? Утрированно прекрасная, как мир в любой антиутопии, будь то хоть «Валл-И», хоть «Суррогаты», вселенная «Аватара» легкости в деле побега не обещает и держит неодушевленной хваткой Терминатора, другого знаменитого кэмероновского питомца. Техническое совершенство (все соответствующие статуэтки -- «Аватару») не мешает картине оставаться вполне себе тупой сказкой. От него затруднительно оторваться, ну так и от «Повелителя бурь» тоже. Вот только Бигелоу добивается зрительского внимания, не прибегая к цифровому мороку, а по старинке довольствуясь чистой воды драматургией. А она будет востребована и во времена, когда «Аватар» обратится знаковым моментом эпохи, определившим дальнейшее развитие кино, но успевшим превратиться в милую простоватую безделицу. Итого, в порядке прогноза, «Повелитель бури» -- лучший фильм, лучшая режиссура.
Темные лошадки
Ну и напоследок. Отдельным пунктом в десятке номинантов значатся еще не засветившиеся в российском прокате «Воспитание чувств», «Тужься» и «Невидимая сторона». Если «Воспитание чувств», драма о том, как юные британцы любили друг друга в 1960-х, выходит у нас на следующей неделе, то появление в прокате «Тужься» и «Невидимой стороны» под вопросом. Эта неопределенность, равно как и присутствие фильмов в шорт-листе главной американской кинопремии, вполне понятны. Обе картины посвящены теме расовой корректности (а «Тужься» еще и духоподъемное высказывание на предмет ожирения), которая привычно актуальна в США, но не чересчур завлекательна для мировой аудитории. В общем, повод для разговора о них появится, если ленты что-нибудь действительно возьмут и тогда уж, велика вероятность, доберутся до России.