Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Скорсезе вскрывает мозг

Люди, страдающие слишком богатым воображением, получили еще один подарок. Им не стоит пропускать идущий в прокате фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых». В нем Леонардо Ди Каприо убеждается, что эксперименты с головой кончаются грустно.

Книгу Дэнниса Лихэйна, по которой снят «Остров проклятых», лучше не читать. Главный секрет сюжета будет раскрыт, а для фильма-ребуса, к категории которых принадлежит триллер Мартина Скорсезе, это почти смертельный удар. Впрочем, работа Скорсезе хороша не только чужим литературным хитроумием и умением его виртуозно воплотить средствами кино.

С первых кадров ясно, что нас ждет тяжелое и страшное кино. Два федеральных маршала (Леонардо Ди Каприо -- главный и Марк Руффало -- напарник), парни, которые явно не отступятся, с каким бы безнадежным делом им не пришлось столкнуться, приезжают в 1954 году на таинственный остров с хорошо укрепленной психиатрической лечебницей. Им предстоит выяснить, куда делась опасная маньячка, исчезнувшая из запертой комнаты. Дальше фильм Скорсезе уверенно и неумолимо набирает триллерные очки.

Начинается ураган. Доктора похожи на нацистских преступников. Герой Ди Каприо, постоянно вспоминающий, как он освобождал Дахау, подозревает, что персонал ведет какую-то игру. Оказывается даже, что он приехал на остров не случайно. Маршал давно знал, что тут дело нечисто. Но ему мешают страшные головные боли и видения. Кто-то явно хочет манипулировать им, сбить с толку, помешать раскрыть истину. Ди Каприо бегает по острову словно лабораторный зверек по лабиринту. Усугубляет зловещую атмосферу целая галерея мрачнейших женских персонажей: жена-призрак, жуткая маньячка, пациентка, зарубившая мужа топором, мертвые девочки, линчевские медсестры, бывшая сотрудница клиники, бомжующая в пещере... Но все это, пожалуй, слишком схематично. Скорсезе собирает пазл из отъявленных жанровых клише. Но понимаешь смысл этого занятия уже только задним числом. А когда понимаешь, хочется снять шляпу.

Каждый шаг по детективному лабиринту вызывает в голове главного героя воспоминания, видения и сны. Происходит это как-то даже слишком навязчиво. Так что его рассудок повреждается прямо на глазах. Сумасшествие здесь повсюду, это главная тема.

И в кульминации режиссер нашел ту точку, в которой всем сердцем хочется быть на стороне безумия, а не реальности. Поймав себя на этом наблюдении, чувствуешь себя неуютно. Становится ясно, что по большому счету подопытным кроликом, шныряющим по острову, был ты сам.

Остров -- это идеальное пространство для психологического эксперимента. Острова всегда враждебны, таинственны и опасны. На них живут одиночество, беспомощность и паника. Мозг реагирует на образ острова четко и однозначно. Одним своим видом он может погрузить в депрессию. И Скорсезе не отказал себе в удовольствии в самом начале просто показать угрюмую скалу посреди моря -- кадр, сходу настраивающий восприятие на нужный лад. Дальше он будет играть с вашими мозгами, как кошка с мышью. Будет водить вас за нос так же, как водит своего героя по острову. Ваша голова -- это и есть ваш остров, который кажется вам захватывающим приключением, а на самом деле это вполне реальный кошмар, вынести который бывает тяжелее, чем вскрыть себе мозг.

Скорсезе вскрывает вам череп. Он залезает в мозг, находит там ту ниточку, что отвечает за пробуждение, и дергает за нее. Голова проясняется, реальность отчетлива, и становится скучно.

Впрочем, людям, не страдающим слишком развитым воображением, покажется, что они просто посмотрели банальный триллер.

Полная версия