Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Умное кино с высоким содержанием алкоголя

На экраны вышла абсурдистская комедия Ивана Дыховичного «Европа-Азия». Фильм, который должен полюбиться с первой минуты, когда безумная «копейка» мощно сметает идущую по неведомой дорожке Ксению Собчак. Она красиво улетает, не выпуская из рук сотовый телефон и плюшевую свинью.

Что делает фея в розовом платье на каблуках в этом заколдованном месте, среди дремучих лесов, грибков-ягодок, говорящих пеньков, старичков-лесовичков и прочей нечисти? Да то же, что и мы все: живет она тут. Как все: местами смешно, местами мерзко, иной раз страшно, иной раз героически, талантливо, скучно, волшебно, преступно... Обо всем этом, собственно, повествует фильм.

Это наше шоу

Пытаться даже тезисно обозначить сюжет «Европы-Азии» невозможно. Хотя все действие происходит на одном месте -- том самом, где проходит граница Европы и Азии. На случай, если кто не силен в географии, сообщим, что такое место находится (в том числе) на Новомосковском тракте, недалеко от города Екатеринбурга. Этот город, кроме всего прочего, подарил человечеству братьев-акробатов Олега и Владимира Пресняковых («Изображая жертву», «Воскресение. Супер», «Конек-Горбунок»), одноименная пьеса которых и легла в основу картины. Фильм снимался вовсе не там, а под Выборгом, но это не имеет никакого значения. Ведь каждый житель этой страны, где бы он ни родился, знает, как это неудобно бывает жить раскорячившись: одной ногой в Европе, другой -- в Азии. Потому что, по меткому замечанию главной героини, неясно, где же тогда яйца, а главное -- мозги. Так что стелу «Европа-Азия» можно смело ставить в любом месте нашей необъятной родины. В фильме, правда, установлен более уместный фольклорный вариант -- знаменитый придорожный камень, как правило предлагающий героям несколько вариантов окончания маршрута -- один хуже другого.

Но дремучее место это, как оказывается, весьма доходное, если подойти к делу творчески. К достопримечательности, например, обычно приезжают молодожены, чтобы «возлОжить». А какой же русский человек откажется присоединиться к веселью?! Свадьба, которая орудует в данный момент, особенно колоритна: это мама, как водится, с бутылкой разбавленного спирта и миской салата, жених в инвалидном кресле, оборудованном боковым зеркалом, невеста (иногда к стеле приезжают и другие свадьбы, но все невесты одеты одинаково) и пара свидетелей -- профессиональных попрошаек, начавших свою карьеру еще детьми в подземном переходе. С риском для своей и чужой жизни они останавливают проезжающие мимо машины, поят добрых людей спиртом и раскручивают на подарки молодым. «Мы дарим людям праздник и надежду, а это дорого стоит», -- говорит лопоухий жулик (Нодари Джанелидзе).

Цирк имени Ксении Собчак

Женщину-мать безоговорочно сыграла Татьяна Лазарева. Это ее дебютная роль в кино, но даже по телевизору было видно, что она настоящая. Именно это редкое качество заметил режиссер Иван Дыховичный. В других ролях снялись не слишком широко известные питерские актеры, но тоже справились блестяще. Ну что тут скажешь -- Иван Дыховичный был большим режиссером, который умел собирать правильных людей и выжимать из каждого все самое важное.

О прекрасном камео Ксении Собчак говорилось выше. Есть в «Европе-Азии» еще Сергей Шнуров -- отличный Ке-Ке, ставший первой, но далеко не последней жертвой бессмысленной и беспощадной русской свадьбы. Шнур написал также музыку к фильму, хорошую, близкую по энергетике к эталонному раннему произведению про «Все это рейв». Есть также Иван Ургант -- политический эмигрант, который приехал инкогнито, на туристическом автобусе вместе с другими «элвисами пресли».

Эти медийные герои, впрочем, существуют в картине совершенно органично и на равных правах с многочисленными иными персонажами, среди которых: милиционер, Красная Шапочка-ниндзя, которая избивает милиционера; агитатор за депутата Енотова по имени Касик, сестрица Аленушка, дети-попрошайки, которые пишут на машине Касика «Москва для москвичей», и крышующие их бандиты. Есть также Амели и Том Хэнкс, девушки, рекламирующие мягкий вкус и прекрасный аромат водки «Тревога», рабочие, которые как будто строят гибрид бани и Вавилонской башни, но на самом деле не строят ничего. И многие другие.

Каждый герой этого балагана, с одной стороны, абсолютно сюрреалистичен, а с другой, если задуматься, представляет самые распространенные архетипы общественного подсознания. И говорят герои штампами, инструкциями, рекламными слоганами или цитатами вроде «Купите нашу водку «Тревога», и в подарок вы получите ручку и календарик». Или произносят монолог Шарлотты из «Вишневого сада»: «Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я, кто я, кем были мои родители -- не знаю…» Все это звучит в сказочном лесу столь же абсурдно, сколь и многозначительно. Особенно при определенном количестве водки «Тревога», принятом внутрь.

Весь этот цирк происходит не только в феноменальном месте, на котором сходятся (или расходятся, это как посмотреть) два континента, но и к тому же на трассе. На дороге, как известно, проявляются наиболее иррациональные национальные особенности. И в картине это наглядно представлено. То китайцы проедут на велосипедах, то протрындычит на мопеде тетка в шляпе, то промчится Бэтмен, то рухнет в чаще венгерский самолет -- и пилот со стюардессой провезут тележку с закусками под веселую матерную венгерскую песню. Проедет Шнуров на «Ауди», пролетит под песню Шнура «копейка», а за нею -- Ксения Собчак.

Куда ты мчишься, Русь? С таким-то высоким содержанием алкоголя в крови...

Полная версия