Открылась выставка под названием «Город». Большая часть художников, приглашенных порассуждать на популярную сейчас тему, являются архитекторами, что придает этому проекту особый смысл.
Надо отметить, что «Открытая галерея» сама по себе -- весьма нетрадиционно организованное выставочное пространство. Авторский проект Натальи Тамручи, искусствоведа, куратора, дизайнера, задуман так, чтобы создать некое взаимодействие разных художественных персонажей и разных форм высказывания на заданную тему. Художники, дизайнеры, публицисты рассуждали уже о теле, соблазне и самоидентификации.
В этот раз была выбрана тема, которая стала необычайно актуальной, -- «Город». Нигде не указано, какой именно город имеется в виду, но каждому сразу станет понятно, что речь идет о Москве. С одной стороны, она несет в себе все черты города вообще, как определенного жизнеустройства, жесткой системы, которая подчиняет все и каждого своим правилам. А с другой стороны, разумеется, имеет свои неповторимые, сразу узнаваемые особенности, которые в небольшом художественном пространстве ярко проявились.
Мусорный бак и небо в алмазах
Особенно часто здесь можно встретить слово «недвижимость». Ее различные состояния -- от «евроремонта» до «требует капитального ремонта» -- подробно и остроумно рассматривались в работе семейно-творческого коллектива МишМаш (состоящего из архитектора Михаила Лейкина и дизайнера Марии Сумниной), так и названной «Состояние недвижимости».
«Недвижимостью» же названа и большая художественно-скульптурная композиция Витаса Стасюноса, которая занимает целый зал. Автор соорудил вполне узнаваемый кусок нашего мегаполиса из дерева, веревки и пакли.
Свое ощущение от города передал и архитектор Александр Бродский, создавший специально на заданную тему монументальную инсталляцию, где рядом с телефонной будкой, заваленной мусором, стоит громадный мусорный бак, засиженный грязными голубями.
Другой знаменитый архитектор Юрий Аввакумов в своей серии «Звездное небо» обратился к сравнению. Две фотографии -- ночного Нью-Йорка и Москвы удивительно похожи: река, кораблики и небоскребы. Над ними светят звезды. Настоящие стразы Сваровски, между прочим. Надо отметить, что те, что над Москвой, уступают нью-йоркским и по количеству, и по крупности.
А вот молодому и перспективному художнику Андрею Кузькину стразы пока не по карману. Свои, ставшие уже довольно приметными, акции он творит малыми средствами. С отчетом о двух из них можно ознакомиться здесь же. Наиболее городская из них называется «Установка памятника одинокому наблюдателю». И представляет собой стул, который был лично художником найден на помойке и установлен на пересечении Каширки и Нахимовского проспекта для созерцания. Стул этот, как следует из описания, был немедленно украден. И автор немедленно принес с помойки другой такой же.
Зато самый быстрый интернет
Самой главной артерией нашего города, без сомнения, является метро. И оно здесь есть. Например, очень удачно сложившиеся вместе работы двух совершенно отдельных авторов: видеоинсталляция Александры Метлянской и фотографии Константина Аджера. Вместе они довольно явственно передают не только характерные звуки и бесконечную суету подземелья, но и особое ощущение мутности и неустойчивости, так похожее на реальное.
В первом же зале представлено совместное произведение художника Мая Митурича и его дочери Веры Хлебниковой. Называется «Вид сверху». На первый взгляд эта случайная видеозапись, сделанная в 2000 году из окна дома приболевшим художником, кажется странной на художественной выставке. В течение трех дней, пока не кончилась пленка, он снимал жизнь людей, которые обосновались в ковше экскаватора на заброшенной стройке. Они играют с щенком, готовят на костре какую-то баланду, договариваются с милицией, курят, пьют кефир и листают журналы. Но постепенно понимаешь, что наблюдаешь какой-то особый, по-своему завораживающий мир. Он не создан художником, лишь зафиксирован -- но, без сомнения, является творческим актом. Настоящим искусством выживания индивида в городе.
Этому городу посвящено сочинение Н. Агеева (именно так представлен автор, и больше нам о нем сказать нечего). На трех машинописных листах Н. Агеев рассказывает нам о «тяжелом воздухе и сером небе» этого места, где «в январе пи..ц, как холодно, а в августе - пи...ц, как жарко», где всегда пахнет жареной едой, алкоголем и мочой. Где не хватает детских садов и чересчур много советских идолов. Где свастику рисуют чаще, чем член. Где в старых красивых переулках нассано, а маршрутки -- капсулы смерти. «Город с самым быстрым интернетом в Европе. Мой город».
Выставка работает в «Открытой галерее» до 28 февраля.