Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Художники против планов на Москву

Накануне окончательного принятия нового Генплана Москвы московская художественная и архитектурная общественность ударила в набат. Молодые художники устроили однодневную выставку «Генплан», где языком художественных образов попытались выразить свое беспокойство. А в Музее архитектуры открылась выставка фотографий «Бремя перемен».

Выставка «Генплан» открылась 22 декабря и длилась всего несколько часов. Ее организатор, московская художница Диана Мачулина, которая является также активистом движения «Право на город», так объяснила замысел этого недолгого, но яркого собрания: «Мы все -- художники, и наше основное занятие -- рисовать. Но в экстренных ситуациях требуется мобилизация всех сил. А новый Генплан -- это как раз такая экстренная ситуация».

Не наш Генплан

О том, какие печальные перемены ждут наш и без того почти стертый с лица земли город, много говорилось на митинге у ЦДХ, который несколько общественных организаций провели в минувшее воскресенье. С новым Генпланом Москвы, согласно которому город будет меняться ближайшие 15 лет, по статистике, ознакомились около 17% москвичей. Некоторые из них разглядели в этом документе, который будет принят, скорее всего, сразу после Нового года, все возможности для полного уничтожения Москвы. Центральный дом художника, который, несмотря на все протесты, все-таки попал в «зону реорганизации», а говоря понятным языком, будет снесен, -- далеко не единственная предстоящая потеря. Активисты насчитали более 360 памятников архитектуры, которые пойдут под снос. Иной раз речь идет о целых исторических кварталах. С планами на строительство тоже все тревожно: увеличение в перенаселенном городе жилого фонда на 60% грозит полным коллапсом.

Будущая Москва видится противникам нового Генплана городом абсурда, где невозможно будет ездить, ходить и жить вообще. Это будет город для получения прибыли, а история, комфорт, да и сами москвичи -- лишь досадная, но устранимая помеха на этом победном пути. Митинг у ЦДХ проходил под лозунгом «Это не наш Генплан!». То же самое, но языком художественных образов, пытались рассказать и на выставке.

Само место, где она проходила, весьма символично - старинный особняк на улице Россолимо, с верандой и маленьким садиком, зажатый между многоэтажками и вечными пробками -- островок комфорта посреди враждебной среды. Настоящий московский дом, «редкий сохранившийся фрагмент человеческого прошлого Москвы», принадлежит, впрочем, королевству Швеция -- это дом, где живет культурный атташе.

На веранде разместились объекты Хаима Сокола из серии «Котлован». Три эмалированных ведра, в которых происходит что-то похожее на стройку, символизируют распространенную московскую практику, когда котлованом все и заканчивается или сравнивается с землей. За примерами даже не надо далеко ходить. На соседней улице Тимура Фрунзе вместо снесенного центра дизайна «Арт-Плей» сейчас широко раскинулась парковка, настолько дорогая, что ею никто не пользуется.

О том, что равнодушная к человеку архитектура теряет всякую функциональность, рассказывают работы Арсения Жиляева – это мебель, которой невозможно воспользоваться, полки, на которые ничего нельзя поставить. Картины Дианы Мачулиной о том же: вот лестница, по которой невозможно подняться, вот карусель, которая никогда не будет кружить. Город, сделанный не для жизни, а для денег, рано или поздно станет необитаем, как на картине «Зеленый свет». О том, что новый Генплан -- это лишь бездушная бухгалтерская книга, -- серия «Триллионы» Анастасии Рябовой. На выставке были представлены также работы Давида Тер-Оганяна, Анны Желудь, Алекса Булдакова. Формально они, конечно, не о Генплане. Они о городе, который становится все более абсурдным и враждебным.

Исчезновение Москвы фиксирует «семейный» фотоальбом краеведа Александра Можаева. В альбоме переставлены пары фотографий, снятые с одного и того же места московские пейзажи. Одна сделана до начала 90-х, другая в 2009 году. «На одних можно увидеть родственников, с которыми было уютно, предков, которые нас воспитали. Теперь мы живем в окружении пришельцев, находящихся на низшей ступени развития, но, тем не менее, захвативших столицу России», -- говорят организаторы выставки.

Целиком же этот фотопроект, представленный общественным движением «Архнадзор», можно увидеть на выставке «Бремя перемен», которая открылась в Музее архитектуры.

Невыносимая легкость перемен

Полное название выставки, посвященной исторической застройке Москвы, звучит так: «Москва 1993-2009: бремя перемен». Юрий Лужков занимает свой пост с 1992 года, но за точку отсчета взят именно 1993 год, когда состоялся первый акт вандализма -- снос стоявшего на госохране квартала Кадашевской набережной. За прошедшие 16 лет, впрочем, не только сносили целыми кварталами, но и активно строили. Перед нами скрупулезное и впечатляющее исследование этой деятельности. Неприятно поражает, что эти перемены, так явно проявившиеся на фотографиях, произошли не за века, а всего-то за каких-то полтора десятка лет. Город не просто изменился - он стал вообще другим, с иной архитектурой, пейзажами, воздухом. «Вот, например, Гостиный двор. На старой фотографии его силуэт на фоне неба, за ним деревья и птички, -- рассказывает краевед Александр Можаев, куратор проекта. -- На новой виден стеклянный купол, за которым нет неба, и птички не поют. И людей нет. Мертвое пространство...»

Всего на выставке собраны 40 пар. «Мы исходили из того, что смогли найти, -- говорит куратор, -- искали по сусекам, по личным архивам. Некоторых важных пар нет, например, Курского вокзала, -- так и не удалось отыскать его прежний вид, ведь просто никому в голову не приходило это фотографировать. Тогда эти вещи казались очевидными».

Среди фотографий, висящих на стендах, разложены находки из коллекции Валентина Карелина. Архитектурный антиквариат, извлеченный из ковша бульдозера или подобранный на руинах снесенных задний. Живые, рукотворные, теплые вещи, напоминающие о тех временах, когда дома строились для жизни, а город -- для людей.

Полная версия