На экраны выходит «Слава» -- ремейк знаменитого мюзикла 1980 года. Спустя тридцать лет жизнь одаренных подростков в нью-йоркской школе искусств изменилась, как оказалось, не сильно.
В начале 80-х явно знающий секреты успеха режиссер Алан Паркер превратил эту историю в шлягер. Нынешняя «Слава» -- просто добротное музыкальное кино, подробно рассказывающее о том, что талант -- это прежде всего работа, а слава не приходит без зубрежки. Однако разница между оригиналом и ремейком как раз ставит под сомнение универсальность этих постулатов.
Спецшкола для звезд и «других»
«Слава» -- по сути спецшкола с танцевально-вокальным уклоном. Ее открыл еще в 1936 году тогдашний мэр Нью-Йорка Фиорелло Г. ЛаГардия. И по сей день нью-йоркская школа искусств носит его имя, но больше известна все же под лаконичным названием Fame. Из стен этого уважаемого заведения вышли Лайза Минелли, Аль Пачино и, как обычно пишут, «другие звезды». Понятно, что большинство выпускников станут как раз «и другими», как это случается в любом творческом учебном заведении. Но сначала, пройдя чудовищный конкурс, каждый новый ученик «Славы» думает, что первая вершина уже покорена и впереди -- большой успех. Мы знакомимся с героями фильма как раз в этот чудесный момент. А расстаемся через четыре года, когда из 14-летних амбициозных подростков они превращаются в 18-летних амбициозных выпускников самой престижной школы искусств.
Все это время они энергично поют, танцуют, влюбляются, напиваются и мечтают о славе. При этом имеют разные представления о том, что это такое и какие жертвы ради нее не жалко принести. Впрочем, об этих опытах мы узнаем скорее из разговоров, потому как по ходу действия с героями не происходит ничего по-настоящему поучительного: ни реальных соблазнов, ни предательства, ни завистников-злопыхателей. Короче, ничего из тех пакостей, что зритель привык ждать от деятелей искусств, а уж о том, на что способны одаренные подростки, мы, слава богу, теперь знаем -- по телевизору видели. Но вот в нью-йоркской школе, оказывается, все по-другому.
Самое большое испытание для главной героини Дениз, талантливой и усердной пианистки, заключалось, например, в том, чтобы убедить себя и родителей, что играть Бетховена не ее мечта. Ее мечта петь с парнями хип-хоп. И она своего добьется. Композитору Виктору кажется скучным Бах, чернокожий рэпер Малик вообще презирает все вокруг. Для хорошенькой зубрилы Дженни успех -- это хотя бы научиться петь песню про любовь так, чтобы все понимали, что это не про елочку. А романтический красавчик Марко со слащавым голосом мечтает подружиться с Дженни, поскольку с точки зрения вокала у него все и так хорошо. Есть и другие, довольно симпатичные персонажи, часть из которых не дотягивают до выпускного концерта, предпочтя школьной зубрежке головокружительный контракт в сериале «Улица Сезам». Зато все остальные выступают в конце исключительно слаженно.
«Слава» нового поколения
В 1980 году английский режиссер Алан Паркер («Полночный экспресс», «Сердце ангела») снял мюзикл «Слава». Вскоре появится легендарная «Стена», совсем позже -- противоречивая «Эвита». Но «Слава» -- это был первый и очень удачный опыт режиссера, который в данном случае не столько талантливо уловил некое явление, сколько сам создал его. После фильма, который получил два «Оскара» (а номинировался на шесть), появился одноименный сериал, который оттрубил пять сезонов. Был поставлен сценический мюзикл, который, кажется, гастролирует по всему миру до сих пор, появилось несколько тематических реалити-шоу. Песни из «Славы» до сих пор полноценные хиты, которые знают даже те, кто об этом фильме не слыхал, и на которых выросло несколько поколений артистов.
Нынешняя «Слава» как раз о том поколении, которое во времена триумфа «Славы» еще не родилось или же, стоя на табуретке, пело: «Запомни мое имя, детка» из шлягера I’m gonna live forever. Что удивительно, судя по фильму, с тех пор изменилось немногое: даже песни из старой «Славы» звучат ничуть не менее современно, чем те, что были написаны специально для нового фильма.
Новую «Славу» доверили делать 24-летнему дебютанту Кевину Танчароену. До того как стать режиссером, он успел поработать хореографом с Мадонной и Бритни Спирс. Еще продюсеров убедил тот факт, что, хоть сам Кевин и из Лос-Анджелеса, но не из какой-нибудь там звездной среды, а нормальная рабочая косточка (папа у него, например, начальник транспортного отдела на студии).
Сам Кевин -- типичный герой этого фильма. Молодые актеры, которые сыграли в фильме, -- тоже. Они абсолютно такие же, как их герои, учились или могли бы учиться в такой школе. Усердно и качественно поют и пляшут. Видно, что пришлось много учиться, потеть, зубрить и преодолевать. Так и в фильме говорится: «Твой успех зависит только от тебя». Но только вот «Оскара» новой «Славе» не дадут, и новые песни из всех динамиков, как мечтает режиссер, звучать не будут. Вот все вроде бы, как 30 лет назад, местами даже профессиональнее, а чего-то не хватает. Той составляющей успеха, которая как раз зависит не от тебя. Чего-то, что отличает добротный продукт от бомбы, ну или хотя бы шлягера.
Впрочем, это единственный недостаток, в котором можно упрекнуть новый фильм. В целом это вполне себе задорный мюзикл. К тому же на редкость пристойное подростковое кино, в помощь родителям старшеклассников, внушающее лишний раз в доступной форме мысль: «Будешь плохо учиться -- станешь улицы мести».
Американский зритель, говорят, довольно скептично отнесся к обновлению культового мюзикла. Для нас же паркеровский фильм никакой не культовый, видели его только киноманы. Поэтому ничья тень не будет висеть над молодыми дарованиями. У нас тоже есть культовое кино на эту тему -- «Приходите завтра». Но вроде никто пока из молодых не покусился на славу Фроси Бурлаковой.