Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Фильмы, которые не покажут по телевизору

В Москве открывается «Артдокфест». Третий по счету фестиваль «неформатного авторского документального кино» за короткий срок стал самым крупным и представительным смотром в России.

На открытии фестиваля покажут работу Петера Керекеса «История кухни». Это очень своеобразная история Европы. Взгляд на события глазами людей, которые наблюдают их со стороны военной кухни.

Всего же в семи программах фестиваля будет показано 90 фильмов из 15 стран: среди них будут и мировые премьеры, и архивные хроники, фильмы, отмеченные призами самых почетных фестивалей, и яркие дебюты. Два кинотеатра -- «Пионер» и «Художественный» -- с 9 утра до позднего вечера будут отданы фестивалю. Завершится все 12 декабря, когда будут вручены награды национальной премии «Лавровая ветвь» и призы «Артдокфеста». Торжественный вечер плавно перейдет в «Реальную ночь» -- ударный показ фильмов-победителей.

Антителевизор

Эмблема «Артдокфеста» -- телевизор, перечеркнутый толстой красной линией. Этим символом организаторы фестиваля, президентом которого является самый деятельный на сегодня российский документалист Виталий Манский («Тату в Поднебесной», «Девственность», «Рассвет/Закат. Далай-лама 14»), хотят донести главную мысль: то, что называется «документальным кино» в телепрограммах, на самом деле таковым не является. Серьезное неигровое кино сегодня на экранах почти не увидишь, в прокат оно попадает невероятно редко. Фестивали -- это, по сути, единственная возможность у зрителя узнать и увидеть, что же такое авторская документалистика. А для режиссеров -- редкий шанс показать свои творения соотечественникам. Часто их имена гораздо лучше знают за границей, чем на родине. Ну и конечно, на «Артдокфесте», как обычно, представлена качественная панорама всего, что достойно внимания в мировой документалистике. Например, будет программа фильмов-победителей амстердамского фестиваля IFDA -- крупнейшего и авторитетнейшего смотра в мире.

Жюри в этом году, можно сказать, изысканное: театральный гуру Анатолий Васильев, телеведущая Марианна Максимовская (одно из немногих оставшихся на ТВ имен, которое не вызывает сомнений в профессионализме и независимости), председательствует культуролог Даниил Дондурей. Чтобы лучше понять, какими критериями и эстетическими ориентирами руководствовались судьи при выборе победителя, на «Артдокфесте» придумана специальная программа. В этом году она называется «Выбор Дондурея». Редактор журнала «Искусство кино» мелочиться не стал: в свою коллекцию он взял фильмы Дзиги Вертова, Александра Сокурова, Алена Рене, Вернера Херцога, Виктора Косаковского.

Богатая фактура

В конкурсе участвует 21 картина. По правилам фестиваля для участия в конкурсе принимаются только фильмы, которые не были премированы на других национальных фестивалях. И только произведения на русском языке. Любопытно, что почти половина из них была снята не в России. Солидная часть -- людьми вообще нерусскими.

Лента голландского режиссера Алены ван дер Хорст «Борис Рыжий» рассказывает о трагической судьбе уральского поэта. Норвежец Дэвид Кинеселл поднял проблему ранних абортов среди русских девушек («Убийство девочек»). Дая Кахэн (Нидерланды) попала в лагерь юных путинцев на Селигере («Наши»). А немец Кристиане Бюрхер снимал расселение питерской коммуналки («Перестройка»). Что и говорить, на фактуру наша страна богата, хватит и своим и чужим документалистам. Очевидным гвоздем конкурса выглядит фильм «Северный свет», в первую очередь потому, что его снял Сергей Лозница -- один из самых признанных мастеров нового поколения. Его работа уводит зрителя далеко от суеты большого города. В карельской деревне Сумпосад на берегу Белого моря, где жизнь протекает среди бескрайних лесов и снегов, открываются какие-то скрытые ее смыслы.

Эстонцы, грузины и гибель империи

Во внеконкурсную программу «Среда» вошли фильмы, по каким-то формальным причинам не попавшие в конкурс, но не менее, а иногда и более громкие.

Здесь покажут, например, эстонский фильм «Фрицы и блондинки», в котором разыгрывается суд над прибалтийскими артистами, которые играли в советских фильмах фашистов и оккупантов. «Не они ли сформировали устойчивый образ врага?» -- задается вопросом режиссер-провокатор Арбо Таммиксаар.

Стоит обратить внимание также на картину «В ожидании Вано» (режиссер Ольга Дарфи). Среди многочисленных лент, посвященных грузино-осетинскому конфликту, эта выделяется тем, что представляет точку зрения простых грузин.

Фильм «Глубинка 35х45» (режиссер Евгений Соломин), показывающий жизнь глазами провинциального фотографа, не вошел в конкурсную программу, потому как получил уже несколько наград на других фестивалях. Так же, как и самая громкая картина прошлого года «Революция, которой не было» (Алена Полунина) о нацболах. Эти фильмы можно будет увидеть в программе «От А до А», где будут представлены победители других российских фестивалей за отчетный год. Среди них и нашумевшая «Девственность» Виталия Манского, и скандальная «Гибель империи. Византийский урок», снятая архимандритом Тихоном.

В программе «Ящик» покажут яркие телевизионные проекты прошедшего года -- все же совсем сделать вид, что телевизора не существует, фестиваль не может.

Самая эмоциональная внеконкурсная программа называется «Хроника. Док». В ней будут показаны фильмы, сделанные на основе кинохроники. В том числе «Блокада» Сергея Лозницы. Но самым важным событием, наверное, станет показ 8-часового киноэпоса «Шоа» (1985) об истреблении евреев в нацистских лагерях. 6 декабря его создатель, французский писатель и режиссер Клод Лацман, выступит перед зрителями.

Полная версия