Москва
3 января ‘25
Пятница

Арт-массовка работает для дома для семьи

С обещаниями обновиться и приблизиться к уровню мировых art fair в ЦВЗ «Манеж» открылась 14-я московская художественная ярмарка «Арт-Манеж». На двух-трех стендах выставлена тиражная графика Уорхола и Дали, тиражные же бронзовые отливки Армана и Сезара и такого же рода коврики от Брака и Корнеля. Но эти западные пришельцы как-то затерялись между эшелонами салонной живописи и скульптуры.

Чужие здесь не ходят

В отношении всего остального ассортимента, представленного на 80 стендах, можно сказать так: Манеж как Манеж, что на нем показывалось прежде, то показывается и ныне. Уже давно у «Арт-Манежа» перегорели (и это еще до памятного пожара пятилетней давности) амбиции догнать и перегнать ярмарку именно современного искусства «Арт-Москву», куда из ЦВЗ перекочевали несколько галерей.

У Манежа образовалась своя клиентура, привыкшая к сугубо местной арт-кулинарии -- к той живописи и пластике, которую изготавливают выпускники Суриковки и Строгановки, Репинки и Мухинки по старинным союзхудожническим рецептам, приправляя все это соусом под названием «нео». Так и получаются полотняные и бронзовые неоэкспрессионизмы, неогиперреализмы, неосюрреализмы и, разумеется, неоакадемизмы. Перл последнего из названных «измов» -- огромное полотно «И ныне и присно…» некоего Исаева, собравшего по глазуновскому рецепту, но под эльгрековским небом Толедо историческую картину-массовку с опричниками, татарами, Пушкиным, Гоголем, Петром I и патриархом Алексием II. Вероятно, такое тоже кому-то нужно. При нехватке средств нечто подобное можно приобрести в дальнем конце Манежа, где торгуют фотообоями с нашими самыми высокими госслужащими, непозволительно рассевшимися в венецианских интерьерах Веронезе.

Христа ради

Вероятно, для дома и для семьи, так или иначе задетых кризисом, организаторы ярмарки предусмотрели специальный раздел «Доступное искусство». То есть десять галерей, отмеченных этим слоганом, продают свой товар (мало чем отличающийся от прочего манежного ассортимента) по сниженным ценам. Демпинг на Манеже -- это что-то новое. Впрочем, предложения приобрести «замечательные вещи» по ценам от 300 до 500 долларов несколько настораживают, как броские черкизовские объявления типа «Элитные джинсы начиная от $10». И понятно, что Христа ради, а не эстетики для, в разделе «12 хороших работ» выставлены картинные, скульптурные и даже фанерные «святые Георгии», ожидающие благотворительных взносов на восстановление одноименного монастыря.

Манежные выставки

Конечно, на ярмарке нельзя не заметить некоторой ротации участников. Одни, как уже говорилось, откочевали к «Арт-Москве», другие заняли их места. У стенда «Пан-Дан» буквально в pendant появился новый сосед -- «Галерея на Вспольном», принадлежащая дамам-культуртрегершам из «Общества поощрения художеств». Новая галерея, как и «Пан-Дан» пропагандирующая нонконформистов 60-х и 70-х годов (Зверев, Немухин, Слепышев, Харитонов и др.), в качестве дебюта на ярмарке предложила дивертисмент -- хор перезрелых пионеров, исполняющих под гитару песни Галича. Видимо, таким образом дамы решили поощрить интерес к искусству советского подполья. Тем же, кто больше доверяет глазам, а не ушам, разумеется, следует посмотреть на качественную подборку отечественных модернистов 1920-30-х годов (Матюшин, Ермолаева, Лермонтова, Русаков, Левина-Розенгольц), собранную по частным собраниям «Клубом коллекционеров».

То, что на «Арт-Манеже» неожиданно оказались Уорхол и Дали, казалось бы, можно отнести за счет халатности некоего западного арт-дилера, забывшего, что в этом году Международного салона изящных искусств в ЦВЗ не будет, но тем не менее пославшего свой товар по знакомому адресу. Но, как оказалось, этим делом занимаются российские контрагенты или же перекупщики. О галерее In Artis, предлагающей десяток разноцветных принтов с Мэрилин Монро из одного уорхоловского тиража (а таковых достаточно), прежде мало кто слышал. Еще меньше об «Арт-холдинге Татьяны Никитиной», напомнившей своей подборкой тиражной графики и «кабинетной» скульптуры Дали о давнишних запутанных проблемах и спорах, связанных с ее источником -- частной коллекцией Пьера Аржиле. Как можно было заметить, посетители Манежа видят в этих подборках скорее выставки, чем коммерческие стенды. Впрочем, это гораздо лучше, чем когда досужая публика наступает или трется о ковры от Корнеля или Брака в галерее Zebra Bliss. Вероятно, западный модернизм пока не в фокусе «Арт-Манежа».

Полная версия