Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Зеленые гоблины эпохи Эйзенхауэра

В прокат выходит «Планета 51» -- остроумный анимационный фильм, в котором зеленые гуманоиды очень напоминают землян того времени, когда молодежь сердилась по всякому поводу, военные бездельничали и потому готовились к вторжению пришельцев, а все остальные жили беспечно и благополучно. Скажем так, где-то 1950-е годы и где-нибудь в Америке.

Жители планеты, которая числится во Вселенной под номером 51, выглядят именно так, как когда-то жители Земли представляли себе братьев по разуму: похожие немного на нас, даже говорят по-английски, только зеленые и с рожками. В целом довольно симпатичные и мирные. И планетка у них тоже весьма уютная: такая вся одноэтажная, нарядная, с лужайками для барбекю, магазинами комиксов, боулингом и планетарием. Есть в этой тихой гавани, конечно, и свои недовольные -- молодые гуманоиды, которые целыми днями играют на гитаре какой-то прото-рок-н-ролл и ходят с плакатами «Мы против всего». Но это пацифисты и балаболы, не представляющие никакой опасности.

Монстр с Земли

Единственное, что немного щекочет нервы благополучных граждан Планеты 51, -- это нашествие инопланетян. В кинотеатре (в фильме тщательно и грамотно прописаны визуальные подробности быта 50-х и свойственные тому времени представления о будущем) крутят научную фантастику под названием «Нашествие землян-монстров-2». Зрители едят воздушный попкорн и боятся. Вот придет злой землянин, разберет одних на органы, других отправит на рудники или съест мозг, а еще хуже -- зомбирует.

Не то чтобы земляне представляли реальную угрозу -- их пока никто своими глазами не видел, но ходят слухи, что у правительства есть сверхсекретная База № 9, где ведутся сверхсекретные опыты над пришельцами.

Как это бывает и в жизни, страхи очень скоро материализуются. Однажды небо над планетой становится темным, раздается страшный звук, и вдруг -- бабах... Мирные обыватели, на газон которых приземлился летательный аппарат, в шоке пережаривают свои котлеты (они у них похожи на наши, только парят над решеткой и светятся изнутри). А из звездолета выходит большое существо в белом скафандре. Медленно и величественно, как будто преодолевая невесомость, оно движется навстречу неизвестности, гордо сжимая древко звездно-полосатого флага. Рогатый резиновый инопланетный утенок, пискнувший под ногой у отважного астронавта -- один из самых смешных моментов фильма.

«Планета 51» вышла забавная, причем благодаря, видимо, навыкам приглашенного сценариста Джо Стиллмана, который придумал двух первых «Шрэков», забавная для зрителя всякого возраста. Что, кстати, в последнее время удается все реже. Видимо, установка на семейное кино парализует творческую фантазию авторов.

Детишки посмеются над тем, как с перепугу описался машинным маслом робот Ровер, напоминающий молодого лабрадора, -- милое, преданное, но разрушительное создание, которое запрограммировано искать хозяина и собирать камни. Ни в том, ни в другом робопес не знает удержу.

Взрослые найдут, чем себя развлечь, вспомнив все фантастические фильмы категории В, которые им посчастливилось за жизнь просмотреть. Заодно и тем и другим будет нелишним в очередной раз напомнить о толерантности. Уж в который раз тот же Джо Стиллман говорит нам: то, что кажется безобразным, может оказаться прекрасным с другой точки зрения. И, кстати, наоборот. Например, красавчик Чак на Земле пользуется большим успехом -- еще бы, похож на Шварценеггера в юности, да еще и астронавт. А местные зеленые дамы, увидев его, визжат и дерутся сумками.

Вообще же приключения бравого астронавта Чака на Планете 51 можно описать, перефразировав знаменитую фразу: маленький шаг в истории человечества, но большой шаг для конкретного человека. Своим невольным вторжением на планету тихих обывателей он изменил жизнь тех, кто ему встретился на пути: и робкого романтика Лема, и параноидального генерала Грохата, красотки Ниры и даже пофигиста хиппи немного взбодрил. Но и, как водится в добрый сказках, землянин нашел здесь свое собственное предназначение.

Земля в иллюминаторе

В отличие от подробно описанного и очень понятного нам мира Планеты номер 51, в фильме ничего не сказано, а что там, собственно, происходит в это время на Земле. Понятно только то, что в космос теперь могут запросто летать не только клоуны (что мы уже можем наблюдать), но и рядовые прожигатели жизни. «Король вечеринок», надевший скафандр только потому, что девчонки лучше на него клюют, -- Чак, отправляясь в путешествие по Вселенной, берет с собой лишь пачку флаеров. Будучи в принципе добряком, единственное, чего он не может простить зеленым человечкам, -- что слушают они какое-то старье.

Но вот что интересно -- в последние пару-тройку лет вышло несколько больших мультипликационных фильмов, так или иначе обращающихся к 50-м годам прошлого века. Кое-какие чувственные сигналы доносились еще из «ВАЛЛ-и». Потом вышли «Монстры против пришельцев» -- уж совсем оттуда, следом -- недавний «Астробой», в основе которого лежит манга 1951 года. Что-то явно там, в 50-х, эпохе благоденствия и начала рок-н-ролла, ищут современные аниматоры. А поскольку анимация на наших глазах превращается в важнейшее из искусств, то к их находкам стоит присмотреться внимательно.

Полная версия