Москва
18 декабря ‘24
Среда

В «Пассажирке» полностью раскрыта «тема статей»

В прокат выходит новый фильм Станислава Говорухина «Пассажирка». История про женщин на корабле, где не будет ничего, о чем вы было подумали. Такое мог себе позволить только очень большой мастер, обладающий настоящей внутренней свободой, прекрасно понимающий своего зрителя.

В 1882 году русский военный клипер «Смелый» прибыл в порт Сан-Франциско. По личной просьбе консула (роль которого исполнил сам режиссер) капитан берет на борт пассажирку -- молодую вдову американского бизнесмена, пустившего себе пулю в лоб после неудачи на бирже. На самом-то деле она наша, православная – ну как отказать, раз ее потянуло на родину. К тому же барышня прехорошенькая, с «ручками, ножками, и бюстом», да еще и с горничной, у которой все это тоже имеется, и даже больше.

Играй, гормон

Надо ли говорить, что экипаж взволнован. Молодые офицеры возбужденно острят, капитан (В. Сухоруков) душится, крутит усы и освобождает свою каюту, матросы похотливо лыбятся и стараются выражаться цензурно, а бывалые морские волки чуют неладное: «Женщина на корабле – к беде».

Зритель тоже, разумеется, понимает, что с двумя дамами, да еще такими фактурными, скучно на военном корабле не будет, да и барометры предсказывают какой-то погодный экшн. Но «Пассажирка», поверьте, опрокинет даже самые смелые ожидания.

Страшно подумать, во что бы могла превратиться эта история, про вдову и матросов, попади она в дурные руки. Но она попала туда, куда надо. Около часа экранного времени (что равно примерно трем неделям плавания) дама будет красиво слоняться по палубе, от скуки невинно флиртуя с офицерами. Ближе к концу – объясняться с каждым по очереди, недоумевая, как это она, такая чистая и неприступная, дала им ложные надежды. Отказав всем, включая капитана и пылких мичманов, она сойдет в Гонконге, где, впрочем, даст немного волю своим чувствам.

Чуть более весело проведет плавание ее служанка Аннушка (Ирина Пегова), подружившись с матросом Чижиковым (в исполнении Марата Башарова). Но в целом «Пассажирка» переносит нас в эпоху такой невинности, как будто ее сняла какая-нибудь тургеневская девушка. Хотя режиссера Говорухина мы знаем давно, и он -- отнюдь не тургеневская девушка. Есть подозрение, что неспроста все это.

И большие голубые глаза

Рассказывая о «Пассажирке», Станислав Сергеевич говорил, что сам точно не знает, о чем этот фильм. Ему просто очень хотелось экранизировать повесть любимого писателя Константина Станюковича (писателя, которого очень метко называют «Айвазовским пера»). Чтобы был корабль под парусами, слава русского флота, благородство и белые кителя. Причем мечтал он об этом давно, и лет тридцать назад видел в главной роли Марину Влади. На роль Аннушки планировалась тогда еще малоизвестная Наталья Гундарева (скажем сразу, что у Ирины Пеговой, заменившей ее в этой второстепенной роли, есть все шансы занять пустующее место этой актрисы в российском кинематографе).

Ну, а Анна Горшкова, которая в результате сыграла пассажирку, приглянулась режиссеру прежде всего своей «настоящей русской статью». Такие стати, особенно после того, как его прежняя любимица Светлана Ходченкова похудела и превратилась в «селедку, как и все остальные», нынче встретишь нечасто. Это правда.

Анна Горшкова, прямо скажем, не юная Марина Влади, в которой кроме всего прочего была особая чертовщинка, придавшая бы всей этой чересчур благопристойной истории немного здоровой двусмысленности. Но, видимо, сейчас Говорухину и не нужно было это все. И дело не в том, что он стал на 30 лет старше (что, конечно, само по себе говорит в пользу статей). Думается, таким образом, на это раз очень тонко, большой режиссер (кто бы сомневался) с активной гражданской позицией донес до нас свой очередной энергичный посыл.

В меру испорченности

Если вы не верите, что русские моряки изъяснялись фразами типа «Извольте-с пойти под арест». Или ожидаете какой-нибудь непотребщины, когда одна девушка расстегивает корсет на пышной груди у другой. Если при виде пистолетов вы ждете крови, а ночной шторм рисует в вашем больном воображении картины красиво тонущего корабля и чудом спасенную пассажирку в мокрой ночнушке… Это значит только одно, что вы испорченный современный зритель.

«Так жить нельзя», -- снова говорит Говорухин этим фильмом. И современный испорченный зритель уходит из зала тихий и пристыженный, как будто его застукали за тем, что он пририсовывает похабщину в книжке.

Зато истинный – «советский зритель», как определил его режиссер, -- получит от фильма большое, давно не испытываемое удовольствие. Вволю насладится статными женщинами, красивым морем, благородными офицерами, улыбнется иной раз и некоторым непошлым пикантностям, послушает музыку Рыбникова. Все, как полагается в старом, добром – «советском» кино. Зрителей таких нынче в кинотеатрах встретишь не часто, большинство из них будет ждать, когда «Пассажирку» покажут по телевизору. Режиссер знает, конечно, об этом и, как и в предыдущих своих картинах, рассчитывает на полный коммерческий провал. И эта гордая позиция не может не вызывать уважения. Что это, если не настоящая творческая свобода?

Полная версия