Начинается Большой фестиваль мультфильмов -- анимационный праздник, на котором найдется лакомый кусок и для детей, и для взрослых, и для знатоков, и для тех, кто просто любит мультфильмы. Одним словом, до 8 ноября Москва будет охвачена анимацией. И это прекрасно, ведь случается совсем нечасто.
Сегодня, в Международный день анимации, на открытии фестиваля покажут трогательное и умное пластилиновое кино «Мэри и Макс», рассказывающее про отношения ребенка и аутиста. Фильм этот (снят оскароносным режиссером Адамом Эллитом) уже получил приз самого авторитетного анимационного конкурса в Аннеси и продолжает покорять мир. Не переживайте, если на открытие попасть не удастся. Скоро картина выйдет в московский прокат. А на БФМ и без этого будет что посмотреть. Например, еще два полнометражных фильма: бельгийский абсурдистский вестерн «Паника в деревне» и «Идиоты и ангелы» -- необычная инкарнация знаменитого Била Плимптона. Широко известный своими циничными фильмами-комиксами американский насмешник на этот раз снял историю про торговца оружием (внешне подозрительно похожего на режиссера), жлоба и грубияна, у которого под музыку Тома Уэйтса начинают расти ангельские крылья.
Штучный товар
Но как бы ни были интересны «большие фильмы», все-таки основу программы составляют короткометражки. Как подчеркнули организаторы, фильмы «авторские, штучные, экспериментальные» во многом определяют структуру фестиваля – замысловатую и многослойную. Посмотреть все программы не представляется возможным даже самому упертому любителю анимации (это более 300 фильмов). Но все же некоторые вещи пропускать не рекомендуется.
Программы (которых всего 50!) разбиты по блокам. Центральный из них, конечно, «Премьеры». В нем будут показаны российские фильмы, снятые за отчетный период – на редкость плодотворный. Среди них немало победителей и участников Суздальского фестиваля.
Одна из главных функций фестиваля -- наладить мост между режиссером и зрителем -- в случае с нашей анимацией важна особенно, поскольку непосвященным зрителям кажется, что у нас мультфильмов больше не снимают, а режиссерам -- что их никто не смотрит. Сразу три программы, разделенные по возрастным категориям (это, скорее, рекомендация, поскольку все фильмы данного блока интересны и не противопоказаны в любом возрасте), должны окончательно разрушить этот печальный стереотип.
В программах блока «Победители» представлены фильмы, отмеченные в 2008 году всевозможными международными наградами кинофестивалей и самых престижных анимационных смотров. Здесь в основном собраны иностранные работы. Фильмы, как вы понимаете, очень разные, что нашло отражение и в названиях подборок: от «Чувства штиля» до «Паноптикума».
От Европы до Урала
«Страной» этого года выбрана Голландия. Будут представлены как современная нидерландская анимация (включая студенческие работы), так и лучшие фильмы прошлых лет. Среди них самые, наверное, важные картины Михаэля Дюдок де Вита –в частности, его «Отец и дочь», фильм, который не только получил «Оскар», но и с 2000 года входит в топы самых придирчивых рейтингов мировой анимации.
Будут также подробные ретроспективные показы двух очень разных нидерландских мастеров. Пауль Дриссен считается одним из основателей стиля cartoon -- сюжетного, смешного, злободневного. В противоположность ему Геррит ван Дейк -- академический эстет, сноб и интеллектуал. Он, кстати, сам приедет в Москву и даст мастер-класс.
Из наших -- Константин Бронзит с феерическим «На краю земли» и Зоя Трофимова с переосмыслением Сент-Экзюпери в трогательном «Низеньком принце».
Но если с международной программой «Фолимажа» многие более или менее знакомы, то значительную часть собственно студийных работ не видели даже знатоки, а это должно быть интересно.
Екатеринбургская студия «А-фильм», выросшая из ТПО Свердловской киностудии, известна далеко за пределами страны. Прежде всего своими авторскими, высокохудожественными произведениями, неоднократно отмеченными на самых престижных фестивалях. Там начинал Александр Петров, а прославившую его редчайшую технику «ожившей живописи» можно увидеть и в удивительных работах других мастеров студии: Валентина Ольшванга, Андрея Золотухина. В программе «Студии» собраны ставшие уже классикой работы Оксаны Черкасовой и Валерия Фомина, а также опыты молодых, но отмеченных множеством наград по всему миру авторов: Дмитрия Геллера, Зои Киреевой и Екатерины Соколовой.
Кладовая кино
Удивительные редкости собраны в блоке «Архив». Например, раритетные ранние работы Уолта Диснея – от немых и черно-белых фильмов двадцатых годов до потрясающих своим техническим совершенством и актуальностью более поздних картин. Не видя титров, ни за что не догадаешься, что «Наивные симфонии» сняты в тридцатые годы прошлого века.
В неожиданном свете предстанут и наши мэтры. В программе «Советская заказная анимация» можно будет увидеть рекламные ролики, агитационные фильмы, социальную рекламу, снятую, скажем, Александром Татарским, Гарри Бардиным, Юрием Норштейном и другими классиками.
Кстати, рекламу «Русского сахара», снятую Норштейном, покажут и в программе «Таруса-1996». Открытый российский анимационный фестиваль теперь переехал в Суздаль и стал самым главным профессиональным смотром в России, а на БФМ есть удивительная возможность вернуться в 1996 год, когда все еще только начиналось.
И все-таки, из всего чудесного, редкого и невозможного, самые чудесные события будут происходить в программе под названием «Имена. Юрий Норштейн». На фестивале не только будет несколько ретроспективных показов его фильмов, но и мастер-класс режиссера, снявшего «лучшие фильмы всех времен и народов».