Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:39
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

«Диафильм» покажет рекламу советских лет

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Фестиваль советской рекламы под названием «Диафильм» пройдет на «Винзаводе» с 4 по 6 сентября. Зрителей ждет не только 90 минут ностальгического умиления и радостного узнавания, но и неожиданные кинематографические откровения.

С рекламой в Советском Союзе было примерно так же, как с сексом: все как бы договорились делать вид, что ее нет, но на самом-то деле с увлечением занимались этим. Да еще как! Считается, что первый рекламный ролик появился в СССР в 1972 году -- это была реклама воздушного шоколада. Поговаривают даже, что сценарий к этому новаторскому произведению писал сам Никита Сергеевич Михалков. История действительно красивая, и даже слишком, что бы быть правдоподобной. Но был ли Михалков или нет, в рекламе тех лет можно с удивлением встретить множество знакомых имен.

Реклама советского образа жизни

Звезды кино, лучезарно улыбаясь, рассказывали гражданам о пользе ломбардов и вреде пьянства, достоинствах лакированного стола или глазированного сырка. Деньги за это платили весьма неплохие (большой артист Алексей Смирнов, например, даже поначалу не поверил, когда услышал сумму гонорара -- 400 рублей). Хотя никаких бизнес-интересов, разумеется, в конечном счете, не преследовалось. У советской рекламы, как и у всего прочего, были свои задачи и свой путь, что неизбежно вело и к эстетической самобытности. Чистое искусство без всякой диктатуры чистогана.

«Советские рекламные ролики создавались не для того, чтобы пропагандировать товар или услугу. Они рекламировали настроение, -- замечает Максим Комов, директор киноклуба «Кино без попкорна», один из организаторов фестиваля. -- Через нейлоновые зонтики или надувные игрушки из полихромвиниловой пленки советскому потребителю доносили мысль, что легкая промышленность работает по-прежнему хорошо, и вообще у нас здорово».

Собственно, в том и состоит задача фестиваля «Диафильм» -- показать современному зрителю кинематографические особенности национальной рекламы, припасть к истокам, так сказать. Да и просто доставить много удовольствия: ну кто не порадуется, глядя, как молодой Боярский, рекламирует мебель.

Фестиваль советской рекламы «Диафильм» пройдет с 4 по 6 сентября в Красном цехе «Винзавода».4 сентября: 17.00, 19.30, 22.00; 5 и 6 сентября: 14.30, 17.00, 19.30, 22.00 Одновременно в галерее «Обрами и повесь» можно будет увидеть советские плакаты и постеры к советским фильмам. А в «Цурцум-кафе» будет работать «советский буфет». В меню -- пирожки с котлетой и стакан сметаны.
Уникальная подборка советской рекламы от самых первых роликов до начала 1990-х годов была собрана благодаря Санкт-Петербургской студии документального фильма (ранее Ленинградской) -- одной из старейших документальных студий страны и пионера отечественной рекламистики.

Весной фестиваль «Диафильм» уже проводили в питерском Доме кино. А сейчас привезли в Москву, причем, как обещают, это будет только первая серия из целого цикла мероприятий -- материала накопилось очень много.

Пуговица в главной роли

Производством советской рекламы занимались, как правило, документальные студии. Таких в стране было несколько. Режиссеры-документалисты снимали фильмы про губную помаду или электробритву «Харьков» в свободное от основного творчества время. Но талант, как известно, не пропьешь. Поскольку ни в средствах, ни в экранном времени они ограничены не были, по сути, получались авторские короткометражки, скажем, про автоприцеп «Скиф» или газированный напиток «Байкал».

Сейчас сложно себе представить ролик, который длится пять минут. Но стоит напомнить, что до 1988 года в СССР рекламу не показывали по телевизору (невинности наше ТВ, к слову сказать, лишила «Кока-кола»), а крутили ее только в кинотеатрах перед сеансами, вперемежку с «Фитилем» и киножурналом про светлые рабочие будни. Отсюда и этот неспешный, повествовательный стиль -- никакого тебе клипового монтажа и дешевых эффектов, чтобы привлечь внимание зрителя. Это было ни к чему: зритель все равно никуда из зала не денется и досмотрит зажигательную историю про распорки для шторки в ванну от начала и до конца. Или про пуговицы, или про магнитофоны, или про сапоги «Скороход», или про службу в милиции. Главное ведь не что рекламировать, а как.

«Мой любимый ролик -- социальный, как раз про милицию, -- делится Максим Комов. -- Когда вдруг вступает песня: «И люди в погонах скажут тебе: «Привет!»... Прямо мурашки по спине, честное слово».

Более 1,5 тысяч федеральных льготников в Курской области отдохнули за счет государства
Реклама