Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Мостра открывается по-деревенски

Начался 66-й Международный Венецианский фестиваль, самый старый и самый изысканный киносмотр в мире. Впервые за два десятилетия он открылся фильмом итальянского производства.

История сицилийской деревушки «Баария» оскароносного режиссера Джузеппе Торнаторе собрала все лучшее, что есть в итальянском кинематографе, включая Монику Беллуччи и Микеле Плачидо, а также музыку Эннио Морриконе. Более того, этот проект стал самым дорогим итальянским фильмом последних лет, освоив вполне голливудский бюджет (около $30 млн). Впрочем, о цифрах следует знать лишь для общего развития, поскольку задача Мостры, как еще называют фестиваль в Венеции, в том, чтобы превращать «хорошие фильмы в коммерческие», а не наоборот. По крайней мере, так считает его директор Марко Мюллер. О его неординарных вкусах и взглядах ходят легенды, а то, что среди многих талантов этого человека числится и знание нескольких восточных языков, объясняет и непреходящий интерес Венеции к азиатскому кино. Именно здесь, например, был открыт для Запада гений Акиры Куросавы, а в этом году будет, кстати, широко отмечаться столетие классика.

На закрытии же фестиваля -- 12 сентября -- покажут китайскую картину «Чэнду, я люблю тебя». Она состоит из двух разных новелл. Одна -- сатирическая комедия про мастера чайных церемоний (режиссер Фрут Чань), другая -- научно-фантастическая утопия про танцовщицу самбы, которую поставил самый знаменитый в Китае альтернативный рок-музыкант Куи Цзян.

Профессор-гей против наркомана-полицейского

В конкурсной программе будут представлены работы режиссеров из Ливана, Японии, Египта, Израиля и Шри-Ланки. Это что касается географической «экзотики». А всего же за «Золотого льва» будут соревноваться 24 фильма, и все они по-своему ярко окрашены. Ничего сравнимого с последними мега-звездными Каннами, здесь не покажут, зато ожидается ряд откровений от режиссеров с внушительной репутацией. Ну, скажем, неутомимый Майкл Мур уже успел высказаться на тему кризиса в картине «Капитализм: история любви», надо думать, не обошлось без шокирующих разоблачений. С другой стороны, венецианских зрителей ждет премьера фильма «Холостяк» Тома Форда – красавца, наимоднейшего модельера, который одевал к тому же Джеймса Бонда. То, что дизайнер Том Форд снял историю про престарелого профессора-гомосексуалиста, интригует особенно.

Любимец американского арт-хауса Тодд Солондз покажет «Военные времена». Вернер Херцог переделал на свой лад «Плохого лейтенанта» Абеля Феррары. У Херцога полицейского, крепко сидящего на наркотиках и путающегося с мафией, играет Николас Кейдж. Другой знаменитый немец, турецкого, правда, происхождения, Фатих Акин привез в Венецию «Душевную кухню». Фильм прямо с пылу-жару, потому и на Каннский фестиваль не успел. А австралиец Джон Хиллкоут экранизировал роман «Дорога», который получил в 2007 году Пулитцеровскую премию. Говорят, что Кормак Маккарти (автор, на минуточку, «Старикам здесь не место») сам выбрал Хиллкоута, вдохновившись его «Предложением». Музыку к фильму написал Ник Кейв. Надо ли еще что-то говорить?

Довольно мощно представлено французское кино: в «36 видов с пика Сен-Лу» патриарх Жак Риветт пригласил тоже очень заслуженную Джейн Биркин. А ее дочь – Шарлота Генсбур украсит «Преследование» режиссера Патриса Шеро.

В этом году жюри возглавит Энг Ли, получавший «Львов» за нашумевшую «Горбатую гору» (в 2005 году) и «Вожделение» (2007 год). Под его руководством будут судить режиссер Лилиана Кавани, индийский режиссер Анураг Кашьяп, французская актриса Сандрин Боннэр, итальянский рокер Лучано Лигабуэ и американский режиссер Джо Данте. Как фильм-сюрприз покажут культовую работу Данте «Кинооргия». Точнее, урезанный почти вдвое вариант сделанного в 1968 году семичасового фильма-компиляции, посвященного кинематографу 1950-60-х годов. В жюри вошел также Сергей Бодров, мнение которого будет особенно беспристрастно, поскольку в основном конкурсе фестиваля в этом году российских фильмов нет. Что даже как-то непривычно – в последние годы Венеция наших очень привечала.

Из России с любовью к ботинкам

Зато в программе «Горизонты» можно будет увидеть весь фестивальный цвет российского кинематографа. Александр Сокуров покажет документальную картину «Читаем Блокадную книгу», новизна которой прежде всего в том, что это не кино, а телепроект. А вот киноальманах «Короткое замыкание» можно считать настоящей антологией нашего нового кино. Пять новелл «о любви» сняли Алексей Герман-младший (в прошлом году его «Бумажный солдат» увез из Венеции сразу два приза), Иван Вырыпаев (его «Эйфория» покорила Венецию в 2006 году), Борис Хлебников (участник последнего Берлинского фестиваля), Петр Буслов (известный, впрочем, больше как создатель «Бумеров») и Кирилл Серебренников, чуть ли не самый модный российский режиссер. Именно этот фильм и этих режиссеров имели в виду бдительные товарищи в Госдуме, когда обвиняли молодых кинематографистов в непатриотичном и чернушном изображении российской действительности.

Не поправит, думается, впечатления о нашей действительности и дебютный фильм ресторатора Ильи Демичева «Какраки». Как говорят, почти что гоголевский гротеск про любовь чиновника (Михаил Ефремова) к деньгам, ботинкам и студенткам. Фильм покажут в параллельной фестивальной программе «Неделя критики».

За особые заслуги в этом году в Венеции будут чествовать Сильвестра Сталлоне с формулировкой «за след, оставленный в современном кинематографе». И студию «Пиксар» -- «за выдающиеся достижения». Что, разумеется, возражений не вызывает.

Полная версия