Канский фестиваль: то же самое, только без денег
Всего в этом году на Канский видеофестиваль было прислано около 500 заявок. Анимация, видео, фильмы, снятые на мобильный телефон, комедии, ужасы, радикальный авангард -- ни форма, ни содержание демократичного канского конкурса не поддаются классификации. Здесь приветствуются любые эксперименты. Главное, чтобы это было свободное и интересное авторское высказывание.
Большой умирает, маленький остается
Прелесть короткометражных фильмов именно в том, что они не ограничены ничем, кроме фантазии и таланта режиссера: ни бюджетом, ни цензурой. Президент Канского фестиваля режиссер Андрей Сильвестров видит в этом большие перспективы: «Мы живем во время цифровой революции. Теперь каждый может купить за доступные деньги почти профессиональную камеру и снимать все, что захочется. Произошла демократизация визуального образа. И его десакрализация. Большой кинематограф умирает. А маленький остается».
«300-400 человек в зале -- довольно неплохо для небольшого города. В первый год на показах люди висели на люстрах, на нас шли смотреть, как на дрессированных обезьянок из Москвы. Сейчас в городе сформировалась фестивальная публика, прошедшая селекцию», -- замечает президент.
В список финалистов, претендующих на Гран-при фестиваля, вошли еще 19 российских фильмов. Остальные приехали со всего мира -- несмотря на удаленность от больших культурных центров, слава Канского фестиваля вышла далеко за пределы Красноярского края.
«Тенденция последних нескольких лет: все больше очень любопытных работ к нам приходит из Юго-Восточной Азии. А если посмотреть на победителей за все годы, то здесь прослеживается путь от радикального авангарда в первый год до довольно простой по форме, но дико интересной по содержанию почти классической французской комедии в прошлом году. Это не мутации фестиваля, это выбор жюри. И подчеркивает только абсолютную демократичность конкурса», -- считает Сильвестров.
Кстати, режиссер этой действительно очень остроумной французской комедии под названием «Сюрприз» Фабрис Марука стал в этом году членом жюри фестиваля и, прежде чем отбыть на работу в Сибирь, рассказал о своем видении происходящего: «Короткометражное кино -- это то же самое, что полнометражное, только без денег». В принципе, абсолютно также можно сказать и о Канском фестивале в целом.
Не нужен нам берег Лазурный
В 2002 году фестиваль был придуман как шутка. Когда его организаторы, московские видеохудожники Андрей Сильвестров и Павел Лабазов (известные также захватывающим совместным проектом «Волга, Волга») наткнулись в интернете на город в 250 км от Красноярска с населением в 100 тысяч человек и занятным названием Канск, то подумали, что было бы неплохо стать основателями «Канского фестиваля». И стали. Подумаешь, разница всего в одну букву. «Они разные, как два брата-близнеца, один из которых -- свободный художник-маргинал, а второй стал олигархом, чтобы остаток жизни чахнуть над златом», -- гласит анонс фестиваля. У сибирского брата-художника есть почти все, что и у французского олигарха. Только лучше: вместо «Золотой пальмовой ветви» -- «Золотой пальмовый секатор», вместо пафосного Лазурного берега -- крутые берега реки Кан, комары, грибы и другие традиционные сибирские удовольствия. «Есть фестивали сердечные, а наш -- печеночный», -- поясняет президент Канского фестиваля.
«В среднем их картины стоят сейчас около 100 тысяч фунтов, так что не сложно посчитать, что еще один миллион семьсот тысяч фунтов мы инвестируем в будущее города Канска, -- подчеркивает Андрей Сильвестров. -- Если же серьезно, то нас часто спрашивают про бюджет фестиваля. Он минимальный. Но зато у нас есть огромный ресурс энтузиазма и человеческих отношений. Если их перевести в деньги, то бюджет многократно возрастет. Вот, сколько стоит, скажем, съемочный день Миши Ефремова? А он у нас работает председателем жюри совершенно бесплатно».