В ЦСИ «М`АРС» открылась выставка «Тест на национальный ген. Цитаты». Фотографии и фильмы художников из стран бывшего Советского Союза должны дать ответ на щекотливый вопрос: осталось ли в нас что-то общее.
Проект под названием «Тест на национальный ген. Цитаты» уже третий в рамках долгоиграющей программы «Одна шестая плюс». Эта гуманитарно-художественная инициатива Творческого союза художников России, поддержанная серьезной организацией под названием Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, стартовала в июне. И впредь собирается заниматься восстановлением связей между художниками той геополитической системы, которая раньше называлась СССР, а теперь приблизительно описывается выражением «СНГ и страны Балтии». Ну что объяснять, все еще помнят, что такое «одна шестая», а вот для того, чтобы понять, каким образом на этой территории происходит художественная жизнь, понадобилось целое исследование. Что программа «Одна шестая плюс» и делает.
В первом проекте «Ad Oculos» были собраны работы наших бывших соотечественниц из разных стран, чтобы отделить «гендерный феномен» от воспитания. Второй проект, «Трансфер», представлялся как эксперимент, сокрушающий законы глобализации. В нем выступали художники-путешественники.
А нынешний «Тест на национальный ген. Цитаты» -- попытка понять, насколько формируют художника место, где он вырос, устои и воспоминания детства (которое у нас у всех было более или менее одинаково советским). Как сказано в релизе: «Что общего в восприятии литовца, русского и грузина», -- с той только поправкой, что это не просто бывшие советские школьники, а современные художники, стремящиеся вписаться в общемировое культурное пространство.
Конец связи
Для опыта были взяты работы молодых фотографов и документальные фильмы молодых режиссеров из постсоветских стран. Не всех, правда. На выставке представлены лишь 11 республик. Не попали на «Тест» страны Балтии (так что про восприятие литовца мы так и не узнали) и Туркмения, надо думать, по организационным причинам. Поскольку уже в процессе подготовки этой выставки-исследования кураторы выяснили важную вещь: легче собрать какой-нибудь крупный международный проект, чем наших бывших соотечественников. Поначалу казалось, что все они на расстоянии вытянутой руки, но рука эта, видимо, очень длинная.
Хотя прошло не так уж много времени, связи, которые перестали поддерживать сверху, оказались напрочь разрушены. Так что, если говорить об институциях, то общего у молодого художника-грузина, русского и литовца нет больше ничего. И в этой связи то, что куратор из Москвы нашел телефон и позвонил куратору из Узбекистана, уже можно считать большим прорывом (за что всем участникам выставки вручили диплом «За вклад в мировую культуру»).
А вот что касается эстетических связей, тут «Тест на национальный ген» показал совершенно иные вещи. Следуя из зала в зал, которые построены по географическому принципу, вряд ли внимательный зритель найдет больше 10 отличий.
Медицинский факт
Во многом на восприятие выставки влияет нетривиальное устройство экспозиции: фотографии транслируются на стену с помощью проектора как слайд-шоу, рядом с кино. Отчего разница между ними стирается. Тем более что и фильмы, и фотографии в большинстве своем черно-белые. Нынче в моде ч/б, и эту нехитрую тенденцию уловил и белорус, и таджик.
Еще одной особенностью организации выставки можно считать отсутствие хоть какой бы то ни было информации о представленных художниках и режиссерах, а так же их работах. В некоторых залах даже не висят таблички (по крайней мере, в день открытия их не было). Так что, собственно, не всегда ясно, из какой страны приехали к нам работы.
Сложно с уверенностью сказать, это недоразумение или концептуальное решение, но эффект получился потрясающим. Персональная анонимность придала этому проекту вид действительно научного исследования, чистого эксперимента, почти медицинского «теста», позволяющего получить точный ответ на поставленный вопрос. А он очевиден: никакой разницы в художественном восприятии русского, грузина, таджика или молдаванина нет.
И дело тут не только в том, что во всех работах присутствовали сквозные сюжеты: старики, более или менее голые девушки, разрушенные здания с выбитыми окнами. И совсем не в том, что на фотографиях любого города на постсоветcком пространстве -- хоть таджикского, хоть русского -- мы обнаружим какой-нибудь юмористический свадебный салон «Кобра» и детей, одетых в совершенно одинаковые китайские вещи.
Просто морщины -- это всегда глубокомысленно, девушки -- красиво, руины -- концептуально, а китайская промышленность, слава богу, работает бесперебойно. Национальные оттенки лишь подчеркивают эти вечные истины. А за тем, насколько эстетическое мировоззрение и талант художника соотносятся с условиями его взросления, можно проследить на примере белорусского и молдавского разделов выставки.
Белоруссия совершенно неожиданно выступила с декадентской эротикой. А молдавские фотографы явили какой-то совершенно античный пафос: величественные руины среди вечной природы. Если захотите пощекотать свои нервы чем-нибудь на тему «гибель империи», то здесь материала наберется достаточно.