Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Скульптуры на крышах и голые горожане украсят улицы Москвы

Полную свободу самовыражения художников и от кураторского диктата, и от общественных предрассудков обещают организаторы III Московской биеннале современного искусства. Ее официальное название «Против исключения». Основные выставки и акции пройдут с 25 сентября по 25 октября. Но кое-что происходит уже сейчас.

Первая Московская биеннале, напомним, прошла не так уж давно -- в 2005 году. Но репутация и история с тех пор сложились весьма авторитетные. За это время, по словам комиссара и художественного руководителя биеннале Иосифа Бакштейна, в российском современном искусстве произошла настоящая революция -- оно стало важнейшим компонентом культурной жизни. Московская биеннале превратилась в одно из весомых, знаковых явлений, как ММКФ для кино или «Золотая маска» для театра. «Это заметное явление в российской и мировой художественной жизни, -- отмечает Бакштейн, -- которое стоит в одном ряду с такими событиями, как Венецианская или Стамбульская биеннале». Еще четыре года назад было невозможно найти спонсоров, просто потому, что никто вообще не понимал, что это такое, а самый распространенный вопрос, который задавали журналисты, был «какого рода слово «биеннале»? В этом году заявлено около 100 участников из 25 стран. Кроме основной программы, намечено более 50 параллельных программ.

Художники возвращаются

Главным достижением нынешней Московской биеннале, безусловно, стал выбор авторитетного куратора. Жан-Юбер Мартен -- экс-директор парижского Центра Помпиду, куратор Национальных музеев Франции, автор грандиозных выставок, менявших художественное мировоззрение. Это и «Маги земли», с которой в 90-х на Западе началось увлечение этническим искусством, и, конечно же, эпохальная «Москва--Париж». Благодаря ей в начале 80-х советское искусство было вписано в мировой контекст.

Цель III Московской биеннале Жан-Юбер Мартен видит в том, чтобы представить «своеобразный обзор, панораму того, что происходит в современном искусстве во всем мире, во всем многообразии форм». Для чистоты эксперимента, полагает он, следует отказаться от тематического принципа, «когда художники вынуждены действовать не по велению души, а для того чтобы угодить кураторам». Настало время вернуться к самим художникам, считает Мартен. Название «Против исключения» подразумевает предоставление полной эстетической и мировоззренческой свободы высказывания.

«Раньше считалось, -- убежден куратор, -- чтобы полюбить одно, нужно исключить другое: те, кто любит древность, не должны понимать современное искусство, а приверженцы классики не могут принять авангард. Мы считаем, что сейчас развитие идет в другом направлении. В наше время глобализации палитра художественной жизни, которая воспринимается обществом, стала значительно шире».

Вот почему на Московскую биеннале приглашены не только художники из разных стран, разных поколений, мыслящие в разных направлениях, но и те, кто вообще работает вне всякого контекста. По мнению Мартена, при отказе от сложившихся стереотипов творчество австралийских или африканских аборигенов может быть вполне органично вписано в современное искусство. «Оценивать любую работу мы будем на основании степени творчества, которая присутствует в ней», -- обещает куратор. Свое согласие на сотрудничество в рамках биеннале дали СААС (Коллекция современного африканского искусства) и MONA (Музей древнего и нового искусства Австралии).

Дорогие гости

Ознакомиться же с работами всемирно известных художников можно будет в рамках программы «Специальные гости биеннале». Ожидаются персональные выставки израильского художника Михаила Гробмана, в прошлом одного из центральных персонажей московского неофициального искусства; остроумного француза Бертрана Лавье; социально-озабоченной группы из Нидерландов «Мастерская ван Лисхаут»; фотографа Владимира Сычева, ставшего в свое время летописцем нонконформистского искусства; инсталляции Владимира Тарасова; яркого представителя фигуративного искусства Люка Тюйманса из Бельгии; а также работы самого «западного» российского художника Ольги Чернышевой.

Грандиозной инсталляцией обещает поразить британский скульптор Энтони Гормли, знаменитый исследователь человеческого тела. В рамках биеннале он повторит исключительно эффектный проект -- «Горизонт событий». Несколько десятков фигур, слепков с тела художника, будут размещены на крышах важных московских зданий в районе Театральной площади. Таким образом Гормли не только буквально преобразит собой городской ландшафт, но и должен изменить привычные представления о Москве. По крайней мере, именно так произошло с Лондоном, где в 2007 году скульптор впервые осуществил аналогичный замысел.

Голые в городе

Одно из самых громких событий грядущей Биеннале -- фотопроект известного американского художника Спенсера Туника под названием Moscow Individualist -- тоже о том, как человеческое тело может преобразовать пространство. Буквально вчера ни свет ни заря он вывел на пустынные московские улицы десять абсолютно голых горожан, которые согласились поучаствовать в проекте. Так же он делал и на улицах других мегаполисов. Совершенно не ради того, чтобы шокировать власти (кстати, Туник отметил, что московская милиция довольно быстро смирилась с тем, что он занимается серьезным делом, а не порнографией; в Нью-Йорке, например, за такую «свободу творчества» можно провести день в тюрьме), а ради того, чтобы проследить связь между индивидуумом и анонимным пространством мегаполиса.

«Появление обнаженного тела в общественном месте -- это некий уникальный визуальный язык. Иногда мне кажется, -- рассказывает художник, -- что обнаженное тело в пространстве выглядит очень одиноким. Или так, словно человек стоит на перепутье между прошлым и будущим. Вчера, например, я сделал портрет голого молодого человека перед парламентом. Может быть, он -- молодой политик, который наконец-то сбежал со скучного совещания и теперь таким образом стремится прийти к другой жизни. Этот образ может вызывать много разных интерпретаций. И я хотел бы уловить их все».

Полная версия