Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Стальные мумии Энтони Гормли

Под стальными перекрытиями конструктивистского здания Центра современной культуры «Гараж» разместилась небольшая армия стальных же манекенов модного британского скульптора Энтони Гормли.

287 скелетообразных статуй, составивших «Поле притяжения» (так называется инсталляция), хотя и относятся к нынешней эпохе постмодернизма и деконструктивизма, своей генеалогией, видимо, обязаны заупокойным культам Древнего Египта и Китая. Что не удивительно: Энтони Гормли по первому образованию -- археолог и антрополог.

Модная архаика

Может показаться странным, но продвинутым и модным современным художником Энтони Гормли стал благодаря архаике. В начале 80-х он был всего лишь одним из участников направления «Новая британская скульптура», в котором более заметными были Тони Крэгг, Билл Вудроу, Ричард Дикон и др. Тогдашние тридцатилетние ваятели поражали публику и галеристов тем, что в своих ассамбляжах начали использовать «урбанистические материалы» от бытового хлама и ДСП до металлолома. Гормли стал принципиальным металлистом. Образчики его творений можно было, например, увидеть на выставке в ЦДХ в 1990 году «Великобритания в СССР».

Кто бы мог тогда предположить, что его свинцовый манекен с крыльями от планера («Футляр для ангела») со временем вырастет в 20-метровый колосс «Ангел Севера», установленный в 1998 году в Гейстхеде, а чугунный и стальной люд Гормли разбредется по пляжам Англии и Северной Европы, вызывая оторопь у местных жителей и удивление у туристов? Предположить это можно было уже в 1994 году, когда художника удостоили самой престижной награды в области радикального современного искусства -- «Тернеровской премии» -- за его первое «Поле».

Наследник императора

Собственно, эта «пахота» и превратила Гормли в знаменитость. Правда, пахал не он сам, а несколько сотен ангажированных им безымянных мексиканцев и китайцев, слепивших десятки, а то и сотни тысяч небольших глиняных фигурок, заполнивших выставочные залы в разных странах мира. Выпускник Тринити-колледжа, археолог и антрополог по образованию, Энтони Гормли странным образом обрел исторического наставника в лице древнекитайского императора Цинь-Шихуади, оставившего в память о себе знаменитый могильник с терракотовым войском. Девизу «Инсталляция-массовка -- дело рук самих же масс» художник остался верен и по сей день.

Правда, с некоторыми поправками. Если в Мексике и Китае анонимных ремесленников можно было не брать в расчет, то в политкорректной Европе, а тем более в Великобритании, Гормли неукоснительно соблюдает права своих добровольных соавторов. Все персонажи, жители все того же Гейстхеда, послужившие моделями для «Поля притяжения», фигурируют в именном списке, сопровождающем инсталляцию. Кстати, в духе такой же политкорректности работает и наш художник Николай Полисский, всегда упоминающий в аннотациях к своим ландшафтным проектам помощников из села Никола-Ленивец.

Сам же метод, с помощью которого изготовлены скелетоподобные статуи «Поля притяжения», можно назвать «виртуальной мумификацией». С каждой модели (будь ей хоть пять лет, хоть 85) снимают гипсовый слепок, затем форму разрезают и заполняют ее спаянными стальными прутьями. С одной стороны, получившийся опус чем-то напоминает обрушившийся каркас «Рабочего и колхозницы», с которых содрали стальную обшивку. Из чего следует, что Энтони Гормли -- настоящий скульптор, правда, деконструктивист. С другой стороны, вся эта стальная массовка походит на инфернальное воинство, разгуливающее по фильму «Мумия».

Люди-антенны

В принципе художник дает свободу для различных интерпретаций, однако сам предпочитает называть свою работу «портретом коллективного тела», а каждую ее составляющую статую трактует как некую телеантенну. Соглашаясь с авторской трактовкой, надо бы заметить, что принимаемая передача сопровождается чудовищными помехами, при которых зрителю можно лишь приблизительно определить физическую конституцию «снявшейся» для художника модели.

Гормли вообще любит создавать помехи, неудобства для зрительского восприятия. Так, например, в позапрошлом году из-за расставленных художником на крышах металлических манекенов доброжелательные лондонцы замучили звонками полицейские участки, требуя, чтобы констебли сняли с верхотуры изготовившихся самоубийц. Эту инсталляцию «Горизонт событий» обещают разместить в центре столицы во время 3-й Московской биеннале. Видимо, нужно бы заблаговременно предупредить об этом «событии» отечественные спецслужбы: как бы те не приняли арт-объекты за снайперов.

Пока Энтони Гормли пребывает в Москве, его творческий процесс не стоит на месте. В Лондоне продолжается придуманный им 100-дневный перформанс-марафон One & Other: каждый час на пустующий пьедестал на Трафальгарской площади взбирается очередной соавтор художника, изображающий живую скульптуру. Надо заметить, что Гормли более щедр, чем знаменитый Энди Уорхол, отводивший каждому лишь 15 минут славы. И более демократичен, поскольку предлагает подняться на пьедестал времен королевы Виктории. Вряд ли художник повторит этот перформанс в Москве, хотя подходящее место в центре имеется.

Полная версия