Российские художники подумали о Европе
В ознаменование 20-летия падения Берлинской стены и пятой годовщины расширения ЕС на Восток Европейская комиссия в России инициировала и профинансировала конкурс и выставку в ЦДХ «Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве». Символизм дат нашел отражение и в условиях конкурса: на выставку отобрано 20 современных российских художников большей или меньшей «звездности», каждому из которых выделили €5 тыс. на изготовление инсталляций.
Признаться, большие опасения вызывало то, что работы, оплаченные в евро, будут выглядеть как откровенные рекламно-туристические плакаты благоденствующей и комфортной объединенной Европы. К этому в определенном смысле подталкивала и концепция проекта: «Показать Европу как одно открытое культурное пространство, в котором отсутствуют стены и барьеры, в котором культурный диалог и свобода передвижения играют важную роль для творчества, инноваций и взаимопонимания». Вероятно, у Европейской комиссии тоже были опасения. Но другого рода: как бы русские художники, известные своим небрежением политкорректностью, не учудили что-нибудь вроде «Entropa» Давида Черны. Ведь скандал, связанный с весенним показом в Брюсселе огромной инсталляции чешского радикала, когда он одарил каждую страну-участницу Евросоюза пасквильным месседжем, еще на слуху. Опасения оказались напрасными, поскольку у наших «мастеровых» в основном получилось если и что-то критическое, то вполне пристойное и лояльное, скорее юмористическое, чем ироничное -- одним словом, нечто вроде дружеского шаржа. Что и понятно: кто же хочет рисковать визой в страны ЕС?
Через тернии и звезды
Разумеется, много шуток по поводу стены – и той пресловутой Берлинской, крушение которой произошло не без социопсихологических последствий, и других барьеров и ограничений, с которыми приходится иметь дело желающим оказаться в «открытом культурном пространстве» ЕС. Над теми, кто не смог вписаться в новую Европу, как-то по-немецки подтрунивают Сергей Воронцов и Юлиана Бардолим: из-под бетонной плиты торчат домашние тапочки европейских обломовых. Новым штольцам Степан Субботин предлагает пройти через полосу препятствий с горками в форме евро и обручами в виде терновых венцов из звезд, дабы преуспеть в новой Европе. Что касается этого молодого художника из Краснодара, сомнений в его будущности нет: его эмблематичную инсталляцию Совет ЕС сможет даже преподносить в качестве дидактического подарка странам-неофитам Евросоюза. Тем, кто еще не уверен в своих силах, Андрей Кузькин советует попрактиковаться на допотопном велотренажере. Видимо, следуя сентенции «в здоровом теле здоровый дух», художник полагает, что мускульная разминка поспособствует интеллектуальному развитию. В любом случае от этого аттракциона есть толк: вращая маленькое динамо, практикующийся на велотренажере дает электрический ток, а потому инсталляция подсвечивается.
Свободное пространство для невыездных
Одним художникам тесно в политкорректном европейском «Свободном пространстве» -- так называется инсталляция Андрея Малышкина, предлагающего зрителям бочком протиснуться в потемках узкого лабиринта. Другим -- вольготно, как Никите Алексееву, долго прожившему в Европе и вообще за рубежом, а потому спокойно относящемуся к переменам места жительства. Струящийся по выставочному залу ручеек из зеркалец с названиями разных городов и местечек («The Traveling Mirrors»), приведенных в алфавитном порядке, и есть беспристрастное, концептуальное отражение его странствий.
Если с вопросом въезда в Евросоюз более или менее все ясно, то с выездом из страны по-прежнему есть проблемы. Диана Мачулина собрала мини-экспозицию из работ своих коллег – Юрия Альберта, Давида Тер-Оганьяна и других с красноречивым названием «Невыездные». Оказывается, российская таможня не выпускает за рубеж произведения, в которых использованы любые биоматериалы, как то волосы, ногти и даже куриные кости. Таким образом, выставка, обращенная к «открытому культурному пространству», в тылу имеет наше всегдашнее «запретное искусство».