Умный триллер с эротическим уклоном от театрального эстета
Фильм театрального режиссера Владимира Мирзоева «Человек, который знал все» по одноименному роману Игоря Сахновского выводит на экраны забытого нынче героя -- типичного русского интеллигента. Он обладает сверхъестественными способностями и может ответить на любой вопрос.
Александр Безукладников (Егор Бероев) -- симпатичный, но, как верно заметила одна второстепенная героиня фильма, запущенный мужчина. Классический интеллигент, каким его рисовали в те времена, когда слово «интеллигент» обладало конкретными чертами: прекраснодушный очкарик, патологический бессребреник, идеалист. Да и отчество у него характерное -- Платонович.
«Я мэнээс», -- объясняет он продавщице из ларька. Современный зритель, как и продавщица, задается вопросом: что это? Кто теперь знает, что такое «младший научный сотрудник», как он живет, о чем думает, что читает и как дотягивает до получки? Этот герой исчез с экранов, не раз сокрушался в интервью режиссер Владимир Мирзоев. Вернувшись, интеллигент, как оказалось, мало изменился. Больше всего он похож на Андрея Мягкова в роли Новосельцева в фильме «Служебный роман», носит такие же очки. И остался он таким же хроническим неудачником. Изменились только обстоятельства, в которые русский интеллигент упорно не может вписаться.
Цветик-семицветик
Для человека, которого увольняют даже из ночного магазина за неспособность сделать хоть что-то толковое, у Безукладникова подозрительно красивая жена (Екатерина Гусева). Сразу понятно, что с таким роскошным бюстом она недолго просидит в своей библиотеке и проживет со своим непутевым мужем. Вполне логично, что она скоро уезжает на большой машине с ухоженным бизнесменом, а мэнээс в сердцах тянется к оголенным проводам. Но самоубийство у него тоже не получается. Очнувшись, он понимает, что каким-то образом теперь может узнать ответ на любой вопрос. Хоть код доступа на сервер ФБР, хоть подробности эротических забав своей экс-супруги.
«Только не спрашивайте меня, что будет после смерти», -- просит он. Самое удивительное, что ничего такого никто и не пытается у него узнать. Да и сам герой, как в сказке про цветик-семицветик, использует свой волшебный подарок на редкость бестолково. Он так запутывает всю ситуацию, что в конце концов главным вопросом, с которым он обращается в свое фантастическое справочное бюро, становится: как остаться в живых?
Впрочем, от любви люди всегда делают глупости. А он влюблен в свою жену и пытается ее защитить. Он знает теперь решительно все про любого человека на свете, но не может понять одного: его жена совершенно не хочет, чтобы ее защищали. Такая вот история про разум и чувства.
Герои минувших лет
В этой фантастической любовной истории замешаны и другие действующие лица: продажный депутат, которому заносят спортивные сумки, набитые долларами, бизнесмен, занимающий деньги у бандита, бандит -- энергичный эпикуреец, решающий дела, плавая в бассейне с сисястыми девками, наемный убийца, сотрудник российских спецслужб в сером плаще и вальяжная американская разведка.
Из-за этих странных персонажей может сложиться ощущение, что фильм лет пятнадцать пролежал на полке, а сценарий писался в начале 1990-х. Отнюдь. В его основе совсем свежий (2007 года) одноименный бестселлер Игоря Сахновского. И этот роман, и фильм лишний раз доказывают, что при умении и таланте из самых странных ингредиентов можно приготовить деликатес.
Умному писателю Сахновскому лихой сюжет не помешал наполнить историю смыслом. А знаменитый театральный авангардист Мирзоев не убил на этот раз прихотливой формой заложенный в сценарий экшен. В результате получилась красивая, философская, наполненная сложными гуманитарными вопросами картина. Не лишенная при этом простых человеческих радостей, таких как довольно энергичная эротика с элементами садомазо в исполнении Екатерины Гусевой. Или комический бенефис Максима Суханова, который, как всегда, исключительно обаятелен в роли душегуба и беспредельщика. Ну и конечно, хорош Егор Бероев, пусть даже и похожий местами на Мягкова. Нет, все-таки дура его библиотекарша.