Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Киноманский минимум от KurzFilm

Лучшие короткометражки из коллекции KurzFilm, одного из старейших и почетных фестивалей короткого метра, будут показывать в кинотеатре «35 мм». Среди них -- оскароносная драма матери-одиночки, история подростковой любви, снятая модной британской художницей, сюрреалистический мультфильм про экологию, беспощадное руководство по технике безопасности с элементами расчлененки и другие киноманские радости. Показы пройдут с 4 по 7 июня.

Немецкий фестиваль короткометражного фильма KurzFilm заслуживает особого внимания не только потому, что он один из самых старых и собирает, как правило, все самое лучшее, что появилось в мире. Дело еще и в особо уважительном отношении немцев к этому виду искусства и всяческом его культивировании. Уважение это сформировалось еще в 60-е, когда в немецких кинотеатрах перед сеансами крутили вместо журнала короткометражные экзерсисы начинающих режиссеров -- Фассбиндера, Херцога или Вендерса. Времена гениев-самоучек, которые зарабатывали на свой первый фильм, работая по ночам сварщиком или грузчиком, конечно, прошли. Но и сегодня короткий метр для молодых режиссеров – это возможность ярко и свободно высказаться за небольшие деньги. Впрочем, в программу, которую KurzFilm представит в Москве, вошли фильмы, уже показанные на самых престижных фестивалях, отмеченные множеством наград. Они стали если не классикой (это слово не совсем уместно для молодого и независимого короткого кино), то обязательным минимумом для киноманов.

«Оса» («Wasp»), режиссер Андреа Арнольд, Великобритания

Когда в 2005 году англичанка Андреа Арнольд вышла на сцену за «Оскаром» в номинации «За лучший короткометражный фильм», она не сдержалась и в конце своей эмоциональной речи закричала: «Хрень это все собачья, есть вещи и поважнее!» Ее фильм «Оса», рассказывающий о жизни нищей, одинокой матери четверых детей, такой же бескомпромиссный, как и его режиссер. Главная героиня по имени Зу (Натали Пресс) пытается урвать у своей беспросветной судьбы немного счастья. Она встречается со своим бывшим любовником и врет ему, что все эти детишки чужие и она лишь приглядывает за ними. Брошенные на улице дети – сильное переживание для добропорядочного зрителя. Впрочем, как и судьба женщины, покинутой всеми, даже, кажется, своим ангелом-хранителем. Кстати, в 2006 году фильм Арнольд «Красная дорога» получил приз жюри на Каннском фестивале. А в этом году и ее «Аквариум» был отмечен той же наградой. Получая его, беспощадная английская женщина сказала: «Самое главное -- жизнь, какой бы она ни была, это подарок». Надо думать, с этим высказыванием будет проще пережить 25 минут эмоциональной каторги, которую гарантирует фильм «Оса».

«Люблю тебя больше» («Loveyoumore»), режиссер Сэм Тэйлор-Вуд, Великобритания

Британская художница Сэм Тейлор-Вуд – одна из самых ярких представительниц YBA («Молодые британские художники»), ничуть не хуже, чем Херст или Чэпмены, и почти такая же радикальная. Ее видеоарт и фотографии славятся своим жутковатым психологизмом. Впрочем, ее дебютная картина «Люблю тебя больше», рассказывающая о подростковых чувствах и любви к музыки, скорее чувственная, чем откровенная. После того как фильм показали в конкурсе прошлого Каннского фестиваля, о Тейлор-Вуд заговорили как об очень перспективном кинорежиссере. Сейчас же Сэм снимает фильм о детстве Джона Леннона, обещающий стать достойным продолжением новой карьеры известной художницы.

«Клаус на грузоподъемнике» («Klaus Forklift»), режиссеры: Йорг Вагнер и Стефан Прин, Германия

Ходят слухи, что однажды руководство одной уважаемой компании, увидев вполне себе пристойное начало фильма «Клаус на грузоподъемнике», о котором уже шумел весь интернет, решило продемонстрировать его на официальных курсах в качестве учебного фильма по технике безопасности.

Те, кто не сбежал в ужасе с середины фильма, немедленно уволились. А одна женщина попала в больницу и потом долго судилась с компанией за возмещение морального ущерба. Ее можно понять. Представьте себе, что развернутую инструкцию «Не стой под стрелой!» доверили снять Тарантино и попросили побольше крови. А начинается он действительно очень мирно: «Водитель автопогрузчика Клаус: первый день на работе».

«Посылка» Deliver»), режиссер Тил Новак, Германия

Свою анимационную картину «Посылка» молодой немецкий дизайнер Тил Новак представил в качестве дипломной работы в университете. Затем фильм был показан в Каннах, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вошел в коллекцию «Молодое поколение 2006», получил кучу призов во всем мире. Вот что значит хорошо учиться. «Посылка» действительно прекрасна – это необыкновенно задушевная история, визуально напоминающая ранние фильмы Стеллинга, а по ощущениям – старую добрую антиутопию про умирающую от загрязнения планету. Опять же про экологию.

«Шнурок» («Dangle»), режиссер Филипп Трэйл, Германия--Англия

Фильм-метафора тоже поднимает тему ответственности человека за судьбу Земли. Если ты видишь свисающий с неба шнурок, не надо его дергать. Не то можно навсегда выключить свет на всей Земле, как это сделал герой «Шнурка». Кстати, как и в «Посылке», здесь проговаривается идея о роли и ответственности каждого в жизни целой планеты.

«Сюрприз»Surprise»), режиссер Вайт Хэлмер, Германия

Самый смешной фильм программы (если, конечно, вам не покажутся смешнее отрезанные головы, руки и другие части тел в «Клаусе»). Поначалу кажется, что герой фильма «Сюрприз», маниакально улыбаясь, готовит своей спящей девушке изощренное, техничное убийство. Однако оказывается, что это всего лишь оригинальный способ сказать «доброе утро». Довольно трудоемкое, сомнительно приятное для девушки, но искреннее проявление чувств.

«Чертов футбол» («Bloody footy»), режиссер Дин Чиркоп, Австралия

«Помидороголовые» («Tomatoheads»), режиссеры: Поль Хорн, Гаральд Хунд, Австрия

Две семейные истории, опровергающие расхожую фразу Льва Толстого о счастливых и несчастных семьях. На самом деле мы видим, что у каждой из них свои проблемы. У Вито, например, старший сын не хочет заниматься, как все нормальные итальянские мальчики, футболом. А некоторые и вовсе живут вверх тормашками -- и ничего.

Полная версия