Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«АРХ Москва» показывает будущее

Нынешняя «АРХ Москва» названа лучшей за все 14 лет существования выставки. Эпоха освоения квадратных метров и сказочного строительного бума закончилась. Теперь, как говорят организаторы и архитекторы, настает время творчества, эксперимента и новых открытий. Выставка проходит в Центральном доме художника с 27 по 31 мая.

Для архитектуры настали тяжелые времена, количество заказов сократилось с начала года в восемь раз. И это прекрасно! Таким оптимистичным посылом открылась «АРХ Москва-2009». «Выставка оказалась обратной стороной медали кризиса. В этом году существенно сократилась коммерческая составляющая «АРХ Москвы», зато стало больше архитектуры, -- объяснил всеобщее воодушевление организатор выставки Василий Бычков. -- Рынок искусства – это не искусство. Когда рынок растет, жир капает с ушей, начинается гонка за освоение квадратных метров, остается все меньше времени для творчества, размышления и эксперимента».

Теперь все будет по-другому. По крайней мере, участники 14-й по счету самой представительной и показательной московской архитектурной выставки нашли ее обновленной, очищенной, устремленной к интеллектуальному творчеству, «самой архитектурной» и «самой лучшей».

Коммуна или небоскреб?

В некотором смысле ощущение необходимости перемен возникло еще год назад, безо всякого кризиса. Тогда было решено изменить сложившийся формат и разделить выставку на две концептуально разные составляющие.

Прошлогодняя «АРХ Москва» называлась «Бьеннале архитектуры». И представляла «взрослую» часть архитектурной жизни: именитых мастеров, большие проекты, сложившиеся объедения, актуальные проблемы. Нынешняя выставка носит название «NEXT!» и, соответственно, смотрит вперед: новые имена, эксперименты мэтров, новое мышление и осмысление будущего.

«Последнее время сложилось ощущение, что на «АРХ Москве» одни и те же лица, -- считает куратор выставки, шеф-редактор журнала «Проект Россия» Барт Голдхоорн. – Когда-то, 14 лет назад, она создавалось как альтернативная официальным структурам площадка, где могли бы выставляться молодые, независимые архитекторы. За это время молодые, независимые, альтернативные архитекторы стали истеблишментом. Настал момент обновления профессии и открытия новых имен».

Для этого была задумана программа, которая так и называется -- «Новые имена». В ней приняли участие более 170 молодых архитекторов со всей России. Из присланных проектов было отобрано 24, ознакомиться с которыми можно на выставке. Эти проекты, впрочем, подчеркнул куратор, не сильно связаны с практикой, зато несут черты, особенности менталитета, присущего новому поколению.

«Поколение, которому сейчас около пятидесяти, которое начинало в 90-е, было больше озабочено тем, как осознать себя профессионалами, доказать, что мы – архитекторы, мы можем строить и заниматься архитектурой как бизнесом. Сегодняшние молодые архитекторы более коммуникабельные, открытые для зрителя, больше обращены к социальной роли архитектуры. Они не просто делают какой-то проект, а пытаются объяснить, почему он хороший, как решает проблемы общества».

Впрочем, разглядывая проекты, которые попали в «Новые имена», не так-то и просто сформулировать эти проблемы. Есть среди проектов и дом-коммуна, который разрушает традиционные устои не только архитектуры, но и семьи. Есть, напротив, сермяжное общежитие для военных «Патриот», построенное из дешевого красного кирпича и раскрашенное в цвета российского флага. Есть феерическая идея универсального жизненного пространства, названого просто «Дом». При этом для дома ему явно не хватает стен. Забавно, что его автор из Тюмени. Есть дерзкий проект реконструкции «Останкино», который превратил бы телецентр в настроечную таблицу. Или остроумное исследование на тему «Хозяйственное освоение модернизма», представляющее небоскреб с огородом, погребом и пожарной лестницей.

Кто следующий?

Чтобы заглянуть в будущее еще дальше, на «АРХ Москве» организовали конкурс дипломных работ выпускников архитектурных вузов. И для пущей глубины погружения в образовательный процесс – три прелюбопытные экспозиции, посвященные педагогическим методикам обучения будущих архитекторов. В них можно увидеть работы студентов трех разных мастерских, обучающихся у педагогов с совершенно разными подходами к развитию творческого потенциала.

Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева родилась из неформального студенческого кружка МАРХИ и ставит перед собой цель сделать из архитектора творческую личность. Александр Ермолаев считает, что архитектор должен сначала научиться видеть и чувствовать, а потом уже придумывать.

Сергей Малахов и Евгения Репина, руководители мастерской Самарской государственной архитектурно-строительной академии, считают, что их методика обусловлена жизнью в провинции, «где студенты с четвертого курса задумываются о побеге в Москву или за границу».

А профессор МАРХИ Евгений Асс, руководитель Мастерской экспериментального учебного проектирования, считает, что будущих архитекторов важно включить в социально-политическую дискуссию, научить высказываться и иметь свою гражданскую позицию. Поэтому его студенты представили на «АРХ Москве» проект под названием «Территория искусства. Версия 2009». Они разработали проект реконструкции Центрального дома художника. «Эта тема была спровоцирована сомнительным заданием студентам МАРХИ подготовить эскизы планировки этой территории с учетом того, что здание будет снесено. Я счел это аморальным, и мы подготовили проект с учетом сохранения ЦДХ», -- рассказывает Асс.

Слава богу, все основания для оптимизма теперь есть. Кризис все-таки дарит нам в этом смысле большие надежды: глядишь, и пригодятся теперь гражданские высказывания молодых архитекторов.

Полная версия