Архитекторы задумались, как застроить Москву-реку
Центр современной архитектуры объявил конкурс под названием «Москва-река в Москве». От столичных зодчих ждут революционных, но более или менее реалистичных сценариев оживления главной водной артерии города. Москву-реку можно не только сделать привлекательной для горожанина и бизнесмена, но и превратить в стержень города, которого столице так не хватает.
В каждом уважающем себя городе, где есть река, вокруг нее сосредоточена бурная жизнь. Никак нельзя помыслить Париж без Сены, Лондон -- без Темзы, Нью-Йорк -- без Гудзона. Но Москва-река, по сравнению с которой их Гудзон не река, а так, ручеек, оказалась совершенно выключенной из жизни города. Как обычно говорят в таких случаях: исторически так сложилось. Наша река выглядит полумертвой: по ней не снуют катера и лодки, на ней не толпятся дебаркадеры, к которым не причаливают красивые яхты. Ее набережные почти не освоены. Вот, собственно, какими предпосылками руководствовался ЦСА и почему был затеян этот конкурс.
Ответственный бизнес
Тут важно заметить, что архитектурный конкурс на оживление Москвы-реки ЦСА проводит по заказу Национальной ассоциации судовладельцев. Перед нами редкий случай, когда бизнес проявил добрую волю и гражданскую ответственность. «Уже пять лет назад выкуплены участки реки в частную собственность, -- рассказывает президент ассоциации Андрей Новгородский. -- За это время еще никто ничего не построил. Потому что бизнесмены хотят действовать по правилам: чтобы все было красиво, функционально, полезно городу, не противоречило его планам и облику. Только правил этих нет. За пять лет московские власти ни разу не пошли с нами на контакт».
По мнению судовладельцев, строительство на воде, оживление водного пространства и берегов поможет решить многие московские проблемы, начиная от транспортной и заканчивая экологической. От архитекторов они ждут не только интересных идей построек на воде, неких земноводных сооружений, что само по себе интересно, но и создания цельного сценария, который устроил бы и город, и людей, в нем проживающих, и сломал бы стереотип о том, что жизнь на Москве-реке невозможна.
Пока архитекторы готовят проекты, ознакомиться с которыми можно будет в ЦВЗ «Манеж» с 18 по 22 июня, заинтересованные лица собрались на круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни», чтобы еще раз обсудить важность этой проблемы. Обсуждение получилось крайне познавательным.
Мертвая река в мертвом городе
Если суммировать наблюдения всех выступавших, то мы живем в дико скучном городе, совершенно не приспособленном для человека, недружелюбном к пешеходу и не располагающем к здоровому массовому досугу. Нет ни одной улицы, ни одного парка, где людям было бы приятно собраться вместе.
«Таких мест нет. Попытки устроить карнавал у памятника Юрию Долгорукому заранее обречены на провал, -- считает профессор МАРХи, президент Национальной академии дизайна Вячеслав Глазычев. -- Весь центр занят дорогими бутиками, куда никто не ходит, и нет такой улицы, где была бы сосредоточена городская жизнь, какой была раньше, например, Тверская. Это город без стержня». Согласен с ним и главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов: «Москва -- мертвый город, не приспособленный к пешеходной жизни, социально разобщенный».
И река у такого города, разумеется, не ахти. Во-первых, она очень грязная. Большую часть ее набережных занимают промзоны и гаражи. Небольшой отрезок в центре -- парадные гранитные набережные не рассчитаны на то, чтобы люди гуляли по ним и спускались к воде.
«По центральным набережным невозможно пройтись пешком -- обязательно наткнешься на парковки, обходить которые приходится с риском для жизни по оживленной автомобильной трассе. Нет мостов, комфортных для пешеходов. Один построили -- от храма Христа Спасителя, но и тот никуда не ведет», -- делится наблюдениями главный редактор журнала «Интерьер+дизайн» Наталья Тимашева.
«Исторически сложился прагматичный подход к застройке, когда река была главной транспортной артерией, обслуживающей заводы и фабрики. И аналогия с железной дорогой тут более чем уместна. Река в Москве -- это зона отчуждения», -- резюмирует архитектор Михаил Хазанов.
На сегодняшний день это фактически необитаемая река. На ней почти не ходят корабли, если не считать однообразных речных пароходиков, которые за безумные деньги и под громкую музыку возят по короткому маршруту пьяные корпоративы.
На ней почти ничего не строится. Редкие сараюшки-дебаркадеры не решают проблемы, а, наоборот, создают неприятный прецедент, раздражая власти и простых горожан. Они существуют на полукриминальном основании, поскольку водная гладь Москвы-реки в федеральном ведении, а берега -- в московском. Законным образом обеспечить их жизнедеятельность просто невозможно.
«Слово «дебаркадер» себя дискредитировало. Хорошо, давайте назовем это несамоходными судами, домами на воде, жизнью на воде -- как угодно», -- предлагает главный судовладелец Андрей Новгородский.
Топчаны у Кремля
Москва-река, по мнению большинства выступавших, может стать стержнем, которого так не хватает нашему городу. Она свяжет окраины, какое-нибудь Мякинино или Южный порт, с центром короткой и «красивой голубой магистралью». В пылу дискуссии даже вспомнилась феерическая лужковская идея о водном такси. Такси не такси, но стоило бы запустить какой-нибудь экзотический вид транспорта для туристов, который вполне может разгрузить город хотя бы от больших экскурсионных автобусов. На воде можно строить гостиницы, причем в шаговой доступности от делового центра. Да что там, школы, офисы, цветочные развалы, жилые дома, музеи -- все, что угодно. Река станет очагом социальной активности, культурной жизни. То и дело здесь будут греметь карнавалы, народные гуляния, откроется множество милых кафе и кинотеатров, и толпы праздных и веселых горожан выйдут на набережные города с песнями и танцами...
Движение с набережных, конечно, не убрать, но можно воспользоваться опытом других городов, например Чикаго, который облагородил свою хилую речку, построив пешеходную набережную над проезжей частью. Много рассказывали о Париже. В Париже, например, летом на набережную Сены привозят много песка и устраивают искусственный пляж с пальмами и шезлонгами.
И только стало все отлично складываться, только ясно представилось, как летом мы будем загорать под стенами Кремля, а зимой кататься по реке на коньках из Южного порта в Кунцево, как к дискуссии присоединился опоздавший Андрей Боков. Президент Союза архитекторов России остроумно и без экивоков обрисовал свое видение роли Москвы-реки в жизни города Москвы.
Законы жизни
Во-первых, сообщил он, в городе столько проблем, что река -- это просто капля в их море. Никаких серьезных, перспективных сценариев ее благоустройства в ближайшее время, по мнению Бокова, нет и быть не может. Климат у нас ужасный: три месяца в году река кое-как живет, а потом превращается в грязную жижу с островками черного снега. Река у нас больная, отравленная промышленными отходами и москвичами.
«Мы гадим с удовольствием повсюду, но вода вызывает какое-то особенное, даже эротическое влечение. Увидеть, как тонет в реке телевизор или чемодан, -- это существенное переживание», -- поделился антропологическими наблюдениями Боков. Что же касается водного строительства, это вообще тупиковое ответвление, незначительный эпизод. «Психология корабля -- это переворачивание, путь к свободе, вступление в другую реальность. Ее мы можем наблюдать каждый год, когда начинается навигация и толпы пьяных школьников и молодоженов вываливают на берег. Вот это и есть жизнь на воде», -- скептически резюмировал архитектор. К тому же есть абсолютно конкретное мнение московских властей по этому поводу, озвученное самим Ю. М. Лужковым: нам это не надо.
На этом президент российских архитекторов удалился. Оставив нам замешательство и бесценную формулу, которой стоит руководствоваться всем, кто задумал в этом городе что-то предпринять. Она проста: люди -- быдло, климат -- кошмар, а прежде, чем о чем-нибудь подумать, надо узнать, что думает по этому поводу Ю. М. Лужков.
Спорить с этими истинами нелепо. Поэтому президент судовладельцев лишь добавил: «Государство продало места. Бизнесмены их уже купили. И глупо думать, что они не воспользуются своей собственностью. Если архитекторы не возглавят это процесс -- ждите шашлычных».