Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Мультфильм «Вверх» расскажет детям о старости

На российские экраны выходит «Вверх» -- мультфильм о том, как с помощью воздушных шариков улететь от старости, как поймать на шоколадку птицу счастья, а также об одиночестве, разочаровании и большой любви.

Мистер Фредриксен -- чопорный ворчливый джентльмен в трогательном старомодном костюме, с туго затянутым галстуком и грозной клюкой -- верным оружием всех стариков на свете. Несмотря ни на что, он обедает ровно в 3 часа 30 минут и почти не выходит из своего старого дома, набитого драгоценными сердцу безделушками и пыльными воспоминаниями. В нем он прожил долгую и по большому-то счету счастливую жизнь. И пусть единственным приключением в этой жизни была его женитьба на Элли. Но это были прекрасное приключение и большая любовь. Когда Элли умерла, все кончилось. Карл Фредриксен остался совершенно один во враждебном беспокойном мире. В его почтовый ящик приходят только буклеты из дома престарелых. А его собственный дом вот-вот сровняют с землей бульдозеры. Старикам, как мы знаем, здесь не место, тем более таким одиноким мизантропам.

Встретились два одиночества

Когда-то они с Элли мечтали поставить дом у Райского водопада, где, как уверяет туристическая реклама, «время остановилось». Бывший продавец воздушных шариков надувает тысячи разноцветных шаров (всякий опыт в жизни пригодится), и они уносят его к чертовой бабушке, в тропики Венесуэлы, вместе с воспоминаниями, протертым креслом и портретом Элли, чтобы остановить время, найти покой и остаться наконец наедине со своей единственной любовью.

Собственно, ради вот этого момента, когда старый дом отрывается от земли и улетает в небо, стоит смотреть этот фильм. И карикатурный старик, высунувшись в окно, показывает всем нам язык: «Пока, ребятки!»

Но приключения, конечно, только начинаются. 78-летнему беглецу еще предстоит многое узнать о жизни: разочароваться в идеалах юности, потерять дом, встретить тысячу опасностей и нового друга -- толстого непутевого Рассела, восьмилетнего зануду из кружка следопытов. Он пришел к Карлу, чтобы получить значок «За помощь престарелым». А по большому-то счету тоже бежал от своего детского одиночества. Только дети и старики могут по-настоящему понять друг друга.

Отлично справился, кстати, мальчик, чьим голосом в российском варианте разговаривает Рассел. Ваня Чуваткин так убедительно вопит: «Ну пожалуйста, ну давай возьмем щеночка с собой!» -- что всех родителей подрастающих бойскаутов, сидящих в зале, пробирает до печенок знакомая дрожь.

Не самый смешной

«Вверх» -- десятый, то есть юбилейный полнометражный фильм студии Pixar. Как говорит основатель студии Джон Лассетер (который выступил в данном случае как продюсер, а вообще-то режиссировал «Тачки» и «Историю игрушек»), «это самый смешной и один из самых красивых фильмов» Pixar. Насчет красивых спору нет, тут одни воздушные шары и водопад чего стоят. Но вот насчет веселья как-то он не прав. Это, конечно, детская сказка с говорящими собаками и забавной птицей счастья, которую, оказывается, можно приманить шоколадкой. Но все же это очень грустное и очень взрослое кино, сравнимое по беспрерывному щипанию в носу, может быть, только с «ВАЛЛ-И». (Случайно что ли Пит Доктер, режиссер фильма «Вверх», получил за историю любви маленького робота «Оскар» в номинации «Лучший сценарий»?) «Вверх» тоже фильм об одиночестве, о любви и о подвигах, на которые способно только любящее сердце.

Еще здесь неожиданно много сказано о старости. Нельзя сказать, что это первый случай в анимации. Достаточно вспомнить оду бабушкам в шедевре Сильвэна Шомэ «Трио из Бельвилля». Но пиксаровский старик, невозможный Карл Фредриксен, с тростью, подбитой теннисными шариками, и летающим домом, который он таскает за собой на веревке, с непропорционально большой головой и старомодными очками с большими диоптриями, -- один из самых необыкновенных и сильных персонажей не только мультипликации, но и кино вообще.

Создатели фильма говорят, что их вдохновили на этот образ старые голливудские актеры. Их имена у российского зрителя не вызовут никакого трепета, но зато нам подарили соразмерное ощущение, пригласив на озвучивание главного героя Армена Джигарханяна.

Удивительным образом оказалось, что Карл Фредриксен не только говорит знакомым нам с детства голосом, но и как две капли воды похож на нашего Джигарханяна. Причем даже и не вспомнить сразу, когда последний раз этот большой актер играл столь же значительную роль. А эта, как ни странно, как будто специально для него и написана.

Полная версия