Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Нержавеющая техника Батынкова

Открылась персональная выставка художника Константина Батынкова. Называется она «Другая жизнь». На самом деле эта жизнь самая что ни на есть настоящая, если смотреть на нее, конечно, правильными, «другими» глазами. Делать это можно до 14 июня в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке.

Однажды Константин Батынков рисовал на пленэре храм Казакова на улице Казакова. И почувствовал за спиной пристальный, долгий взгляд. Обернувшись, он увидел старушку, божий одуванчик. «Что, бабуля, нравится тебе картина?» -- спросил художник. «А все лучше, чем воровать», -- услышал он ответ. Такие истории, конечно, происходят не с каждым человеком. Только с тем, кто способен их заметить, оценить и сделать правильные выводы. «Это и есть мотивация творчества. Все лучше, чем воровать», -- объясняет Батынков.

Этот милый анекдот очень похож на работы самого Батынкова, густонаселенные персонажами вроде этой чудесной старушки, невесть откуда и зачем появившейся. Эти персонажи бывают очень странными, часто даже неодушевленными, но они играют свои важные роли, по крайней мере, в той, «Другой жизни», придуманной художником.

Только Батынков может посмотреть на историю глазами бульдозера, который готовится давить художественную выставку (даже получившую впоследствии название «бульдозерная» -- так кто здесь главный?). Только он может описать в подробностях, как «пидарасы» провожают в эмиграцию «абстракциста» (посвящается, конечно, художникам-абстракционистам, разгромленным Н. С. Хрущевым на выставке в Манеже); как масоны принуждают Леонардо да Винчи «к изобретению военной техники вместо написания гениальных картин». Солдаты у Батынкова на полном серьезе защищают город от привидений, а джентльмены Доу и Джонс ходят в гости к барышням Дольче и Габбане. А над Москвой летают невесты и лыжники, и ходят по проводам канатоходцы.

Мама, я летчика люблю

Сам художник характеризует свое видение как «радостный пессимизм». И тут, конечно, важно не забывать, что Батынков относится к немногочисленной группе московских «митьков». Радость и грусть у него как раз такие, митьковские. Они рождаются от жалости и любви ко всему человечеству, а особенно к вертолетам, подводным лодкам, дирижаблям и лошадям.

На выставке «Другая жизнь» (так названа, кстати, и одна из самых знаменитых серий Батынкова) можно увидеть работы, датированные 1989-2009 годами. Но большая часть из представленных нарисованы за последние пять лет. Не так-то просто собрать полную ретроспективу весьма востребованного у коллекционеров мастера. Но и этого хватило, чтобы заполнить четыре этажа музея. Батынков -- один из самых трудолюбивых художников. Причем плодовитость эта не пугает, а, наоборот, доставляет огромную радость. Поскольку в ней чувствуется как раз та легкость и простота, которая свойственна веселым гениям. Она, конечно, кажущаяся, эта легкость. За простотой, мы знаем, талант, школа и труд. Но зрителю добрый художник оставляет только сливки. Редкий случай, когда удовольствие от разглядывания картин совершенно пропорционально удовольствию, которое испытывал художник в процессе их рисования.

Мыслит Батынков большими историями, выдавая сразу по полсотни полотен, которые создаются порой за несколько месяцев. Эти серии носят простые названия: «Лес», «Марины», «О войне», «Москва», «Лошади» или «Дети». Но рассматривать каждую картину, каждого всадника или солдата в окопе, фигуриста на катке или вертолетик в небе можно часами, находя все новые и новые детали и изумительные подробности. Обязательно обнаружишь какого-нибудь человечка, ползущего по нарядной Кремлевской елке, или силуэт Останкинской башни в дремучем лесу и непременный самолет в самом, казалось бы, неожиданном месте.

Случай на стройке

Дело, видимо, в том, что для художника Батынкова «Снос пятиэтажек» или «Точечная застройка» (из серии «Москва») не просто факты из жизни города, а нарушение целого мироздания. Он как-то признался, что рисует, как правило, навязчивые образы, которые крутятся у него в голове, чтобы избавиться от них.

Это, конечно, не относится к рисованию самолетиков, танков и всего того, что мальчишки калякают обычно на партах и в школьных тетрадках. «Вся история живописи построена на этом, -- объясняет художник свою нержавеющую любовь к разнообразной технике. – Мальчики рисуют самолеты, а девочки принцесс». Все просто.

За то, что Батынков так внимательно относится к жизни, жизнь ему дарит ответные подарки. Например, совсем недавно совершенно случайно в архиве был обнаружен документальный фильм, снятый 47 лет назад. Называется он «Человек начинает жить». В нем трехлетний Костя увлеченно наблюдает за работой строительного крана. Этот фильм демонстрируется на выставке вовсе не для того, чтобы познакомить нас с другими гранями таланта автора, хотя свою минутную роль он исполнил блистательно, это важный художественный объект экспозиции. «Собственно говоря, все мои картины происходят из этого фильма, -- признается Батынков. -- Любой стоп-кадр сделай из него, получится моя картина: черно-белая и про подъемный кран».

Полная версия