Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Лучшие мультфильмы 2008 года в программе «Нашей анимации»

Стартует IV фестиваль «Наша анимация», где по традиции будут показаны самые интересные работы российских мультипликаторов, снятые за отчетный период. Для большинства из нас – это редкий шанс вообще увидеть, что же было снято, и узнать, что 2008 год был самым плодотворным за последние десятилетия. При этом будущее выглядит весьма туманно.

Большую часть программы «Нашей анимации» составляют призеры или же просто самые яркие и обсуждаемые участники недавно прошедшего XIV открытого российского фестиваля анимационного кино «Суздаль-2009».

Конечно же, это новые серии из пилотовской «Горы самоцветов», среди которых «Солдатская песня» (режиссер Елена Чернова), получившая Гран-при фестиваля. Всего же в цикле в прошлом году вышло более 10 фильмов – и каждый из них заслуживает внимания.

Программа «Нашей анимации»IV фестиваль новой российской анимации будет проходить с 9 по 12 апреля кинотеатре «35 мм».
Обязательно стоит увидеть и фильмы из проекта «Русская классика детям», также отмеченные профессиональным жюри и критиками. «Очумелов» (режиссер Алексей Демин), снятый по рассказу Чехова «Хамелеон», открывает совершенно новые стороны казалось бы хрестоматийного произведения. А «Пудя» (режиссер Соня Кравцова) -- фильм про маленького мальчика, который, нашкодив, решает бежать в Америку, не только возвращает нам несколько подзабытого в последнее время великолепного детского писателя Бориса Житкова, но и показывает удивительный мир глазами ребенка.

Светлое будущее

По общему мнению, как-то небывало сильно выступили в этом году молодые режиссеры. Некоторые картины дебютантов и студентов стали украшением фестиваля в Суздале. «Наша анимация» представит несколько работ, на которые стоит обратить особое внимание, запомнить имена и следить за продолжением.

Например, это «Дерево детства» Натальи Мирзоян, признанное лучшим дебютным фильмом. Картина, похожая на яркий цветной сон, который снится только в детстве: с полетами, фантазиями, переживаниями. Страшный и захватывающий одновременно.

Программа «Наши за границей»Она из самых любопытных программ фестиваля -- «Наши за границей» -- включает в себя подборку фильмов, снятых за последнее десятилетие нашими соотечественниками, которые живут и работают в других странах. Поэтому их анимационные опыты интересны разной степенью «ненашести».

Тонкая акварельная «Виолончель» (режиссер Татьяна Курнаева) -- тоже про детские переживания, особенно понятные тому, кого заставляли заниматься музыкой. А вот «Жила-была муха» (режиссер Алена Оятьева) рассказывает о полной драматизма дачной жизни мухи. Этот фильм, кстати, был неофициальным фаворитом фестиваля.

Из студенческих работ обратите внимание на фильм «В масштабе» (режиссер Марина Мошкова), который получил диплом Гильдии критиков и киноведов. Остроумная и формально очень интересная история о птичке, чья материнская любовь столь велика, что способна на любые разрушения.

Свинские истории от мэтров

Так уж случилось, что два признанных во всем мире мастера представлены на «Нашей анимации» фильмами про поросят.

«Правдивая история трех поросят» Константина Бронзита только что получила «Нику» как лучший анимационный фильм года. Со слов Волка знаменитая история трех братьев-поросят выглядит совсем иначе: невоспитанные, глупые свинтусы просто не поняли своего церемонного соседа, который всего-то хотел попросить стакан сахару для пирога любимой бабушке. К тому же он был сильно простужен и чихал, а поросята при этом обзывались. За что и были съедены.

А «Дополнительные возможности Пятачка» Ивана Максимова – про хорошего, но странного поросенка, который умеет надувать своим пятачком воздушный шарик, -- будет в этом году представлять Россию в конкурсе самого престижного анимационного фестиваля в Аннеси.

Две запоздавшие премьеры

11 апреля на «Нашей анимации» будет показан документальный фильм Виктора Бочарова «Запоздавшая премьера». Картина, основанная на сенсационных находках, снята еще в 2005 году, и вообще-то изменила историю мирового кинематографа, отодвинув зарождение российской анимации на несколько лет назад.

Имя Александра Ширяева (1867-1941) – талантливого танцовщика, балетмейстера Мариинки, педагога, соратника и продолжателя традиций Мариуса Петипа --  уже давно и прочно вписано в историю балета. Но было у Ширяева еще одно очень важное увлечение: в 1904 году он купил кинокамеру. Он видел в новом техническом устройстве большие перспективы для развития танца. Впрочем, настоящих танцовщиков снимать ему не разрешила дирекция Мариинки. И эта бюрократическая заноза привела к великому открытию.

Сначала Ширяев делал рисованные мультипликационные фильмы-балеты, поражающие своей отточенной техникой, художественным совершенством и разнообразием движений. Даже если не знать того, что все это происходило на заре кино, а первый анимационный фильм будет показан в России спустя несколько лет, балеты Ширяева производят сильнейшее впечатление, прежде всего кропотливостью работы: для фильма «Пьеро и Коломбина», например, Ширяев сделал более семи с половиной тысяч рисунков. А потом перешел на кукольные балеты и, как вспоминают его родственники, на пути следования от камеры до сцены, где он переставлял фигурки, вместо пола образовалась яма. Даже самым пристальным взглядом невозможно увидеть, как приводятся марионетки в движение: создается полное ощущение живого танца.

«Запоздавшая премьера» -- фильм о большом таланте, о том, как случай может изменить историю, и о том, что случайность – лишь логика судьбы. По-настоящему великие и важные вещи рано или поздно все равно станут очевидными. Это касается в равной степени и гениальной анимации Александра Ширяева, и фильма Виктора Бочарова. Ведь, как это частенько бывает, ставшая сенсационной за границей «Запоздавшая премьера» оказалась практически незамеченной на родине.

Полная версия