Интернациональные «немцы» танцуют хип-хоп в честь падения Берлинской стены
Фестиваль нового европейского театра NET и Гете-институт, отмечая 20-летие падения Берлинской стены, привезли в Москву хип-хоповую команду E-Motion из Дюссельдорфа. Дворовый хип-хоп -- отличный образец толерантности и политкорректности, воплощенных в современном танцевальном искусстве: демократично, многонационально, объединяюще.
Германский танцевальный интернационал
Такао Баба, Кадир Мемис ака Амиго, Бенни Кимото, Надиа Эспириту, Ниран Хантхабоуази ака ЛилРок, Андреа Бёге -- большинство из них в момент падения Берлинской стены родились где-то далеко за пределами Германии, и именно Германия и хип-хоп их объединили: теперь Германия их страна и хип-хоп их образ жизни.
E-Motion, несмотря на многонациональность, -- типично немецкая команда: они работают в new style, который включает в себя крампинг -- резкие неожиданные движения верхней части туловища (танцевальные номера последних клипов Мадонны, например, сделаны преимущественно на крампинге), клоунаду, хаус-данс. Стиль E-Motion -- рациональный, урбанистичный, по-немецки прагматичный: даже трюки они дозируют, но и выполняют их с восхитительной, хирургической точностью.
Дети проблемных улиц
Базовые движения хип-хопа танцоров E-Motion доказывают, что начинали они где положено -- на улице. Если ты хорошо танцуешь, значит, ты можешь воровать (хорошая реакция), можешь за себя постоять и вообще готов к сложностям жизни в проблемном районе. Раскачивающиеся мягкие движения, кажущаяся расслабленность мышц (и мгновенная готовность напасть), много поворотов, мелких движений руками, locking (блокировка части тела при подвижности другой), соскоки в пол и постоянные контрасты: вот танцоры расслаблены, а вот уже пошли силовые, акробатические и трюковые элементы.
Владение контрастным танцем еще не означает балетмейстерского мастерства: спектакль 2nd ID -- это попурри лирических сценок, силовых номеров и трюков. Режиссурой они почти никак не объединены. Запускают новую музыку -- и все. Как в детстве: в бумбоксе новый трек, поехали! Название спектакля переводится как «Вторая идентификация». Имеется в виду, что первая, 1st ID, указывается в паспорте, а вторая, танцевальная, -- это личный жестовый костюм, который демонстрируется на сцене. На видео в перерывах между номерами танцоры коротко исповедуются: один не выходит из дома без авоськи гаджетов, второй не приемлет секса без чувств, третий признается в любви к танцевальному стилю крампинг как персональному богу.
Ударной смысловой точкой «Второй идентификации» становится мужское соло под видео, прокрученное на реверсе: художник «стирает» линии арабской вязи, густо испещрившей лист. Только к финалу, когда вязь становится прозрачнее, легче, мы понимаем, что мужчина танцует написанный текст, линиями тела стараясь повторить начертание букв. Тающие на экране буквы и тающие линии танца в пространстве сцены на минуту синхронизируются и заканчиваются в унисон.
Станки и барьеры
Постановка шоу -- хороший промоушен для танцовщиков. Будь ты трижды классный хип-хопер, пока у тебя нет шоу, о твоем классе знают только друзья. А теперь 32 фуэте на голове -- обязательный марципан на стритдансовом торте E-Motion -- увидела и Москва.
Балетные станки, между которыми немцы ходят, переводя дыхание, символизируют и близость к «большому танцу» (профи все стоят у балетного станка), и барьеры, разделяющие городских жителей. Одиночество и замкнутый образ жизни городского жителя питают вдохновение хип-хопа, танца принципиально коллективного, формируют зерно его протестного заряда. Тело каждого хранит множество историй, и каким танцем их рассказать, можно выбирать. Проект E-Motion рассказал историю современного танцевального Берлина, космополитичного и всеядного.