Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:10
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Лучшими оказались мультфильмы про ангелов и зверей

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Названы победители XIV открытого российского фестиваля анимационного кино. Чтобы выбрать лучшие из 120 представленных фильмов, жюри пришлось выдержать около 700 минут анимации разного предназначения и качества. В том числе фильмы, лишенные всякого смысла, мастерства, культуры, совести и сострадания. Но, конечно, были и удивительные, остроумные, мастерские, сделанные с большой симпатией к человечеству.

Прелесть фестивальных просмотров заключается в том, что это редкий случай, когда мультфильмы приходится смотреть в компании исключительно профессиональной: дети и аниматоры. И то, как этот зал реагировал -- смеялся, не дышал, зевал или рыдал: «Мама, мне страшно!», -- и было настоящей оценкой фильма.

Надо сказать, что в этот раз, мнение жюри по всем основным пунктам совпало с дыханием зала.

Жюри и наградыПобедителей суздальского фестиваля определяли Юрий Норштейн, Константин Бронзит, Виолетта Колесникова, Леонид Носырев, Марина Курчевская.
Ангельская песня

Главный приз получил фильм «Солдатская песня» Елены Черновой. Невероятно пронзительная, философская и очень красивая экранизация сказки Саши Черного «Антошина беда». Можно сказать, «производственная драма», рассказывающая, как непросто работать ангелом на грешной земле. Когда солдаты засыпают, их ангелы-хранители собираются вместе: песни ангельские попеть, своих подопечных обсудить. Вот все жалуются ангелу командира: что-то твой подопечный лютовать стал. «Невеста его бросила, -- объясняет его хранитель. -- Но я уж его учу, мол, сам свою беду переживай, на других не перекладывай».

Плачет втихомолку самый юный ангел: украли у его Антошки, робкого, тихого и мастеровитого, копеечки, скопленные, чтобы матери на хлеб отправить. Причем украл кто-то из роты, свои товарищи. Вот ведь что страшно. Антошка молчит, не жалуется: честь ведь дороже. Но ангелы все решат, всем помогут: добрых от зла защитят. А душам черным, пропащим путь к свету и добру покажут -- «выполощут».

«Мне эта сказка понравилась своей простотой, ясностью, отсутствием двойного дна, -- объясняет Елена Чернова. -- На самом деле, несмотря ни на какие обстоятельства, людей волнуют простые вещи: любовь, дружба. Всех людей. А кто говорит, что его это не волнует, он просто врет».

Как всякое по-настоящему художественное произведение, «Солдатскую песню» можно смотреть целиком и радоваться. А можно разбирать по деталям -- и радоваться еще больше. Например, лица ангелов как две капли воды похожи на лица вверенных им солдат: только чуть-чуть, почти неуловимо, мудрее и светлее. А вот каким образом удалось художникам запечатлеть эту ангельскую сущность -- непостижимо. Отличной получилась и сама песня, которую поют солдаты. Стихи сочинил Вадим Жук (бессменный ведущий всех суздальских фестивалей), а пели ее всей студией «Пилот». Об этом рассказал режиссер, когда получал приз. Вроде бы незначительная деталь, но тоже добавляет фильму особого обаяния.

Кстати, в десятку профессионального рейтинга, который по традиции определяется голосованием участников и гостей фестиваля, вошли сразу четыре работы из пилотовского цикла «Гора самоцветов»: «Солдатская песня», «Собака Розка» (реж. Андрей Соколов), «Егорий Храбрый» (реж. Сергей Меринов) и «Про Василия Блаженного» (реж. Наталья Березовая).

Классическое образование

Две важные награды увезла с фестиваля студия «Анимос»: лучшим детским фильмом был назван «Пудя» Софьи Кравцовой (второе место), а работа Алексея Демина «Очумелов» получила приз «За лучшую режиссуру» (плюс приз гильдии критиков и киноведов и третье место в конкурсе). Оба фильма входят в проект «Русская классика детям», который в разные годы не раз был отмечен фестивальными призами. И замечательны эти работы тем, что пересказывают русскую классику совершенно современным художественным языком. Местами даже новаторским (например, фильм Алексея Демина сделан в неназванной еще технике -- как будто нарисован на мятых клочках бумаги). При этом авторы, не впадая в детство, дают шанс детям приобщиться к высокому искусству слова и изображения (за что особое спасибо, особенно на фоне широко представленных в том же «Суздале» примеров обратного, когда хочется задать режиссерам только один вопрос: за что вы обижаете наших детей?).

Чистая радость

Было задумано, что символом фестиваля в этом году будут коты. Коты были на плакате, коты с горящими глазами в разнообразных позах стояли на сцене и мяукали в заставках. Но не эти милые твари стали реальными героями «Суздаля-2009». Настоящими кумирами были заяц, волк, медведь, охотник и его собака, бревно, луна -- одним словом, невозможный, непередаваемый словами (только стуком и воем) «KJFG № 5».

Как остроумно замечено в каталоге «название фильма само по себе раскрывает сюжет, поэтому аннотация излишня». Сериал про лесных музыкантов завладел умами настолько, что даже был инсценирован коллегами, на традиционном капустнике, где аниматоры показывают свои «неанимационные таланты». Получилось довольно близко к оригиналу.

«KJFG № 5» уже получал награды на разных фестивалях, в том числе и самом престижном «Аннеси». А так же завоевал интернет. Из Суздаля режиссер Алексей Алексеев (который является и сценаристом, и художником-постановщиком, и оператором, и композитором, и звукорежиссером, и аниматором, и всеми голосами своего фильма) увез сразу несколько наград. В том числе приз за «Лучший сериал», «За лучшее звуковое решение», первое место в профессиональном конкурсе и приз имени Александра Татарского «За чистоту стиля».

Как сказал Юрий Борисович Норштейн, возглавлявший жюри фестиваля: «Этот фильм надо раздать всем лечебным заведениям страны. А деньги, сэкономленные на лечении больных, отдать Алексееву на новый фильм».

Идея отличная. Тем более что других источников финансирования у российских аниматоров в следующем отчетном году может и не случиться.

Либерализм с интимным подтекстом
Реклама