Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:44
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Лучшие аниматоры России приехали в Суздаль

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

XIV открытый российский фестиваль анимационного кино «Суздаль-2009» -- главный праздник анимации, на котором представлено все, что появилось за прошедший год. Это самый престижный профессиональный конкурс, который, впрочем, не принесет победителям ни денег, ни славы. В который раз он докажет уникальность российских аниматоров, которые могут из года в год выдавать настоящие шедевры.

Между двумя кризисами

Если внимательно следить за ежегодными отчетами об очередном «Суздале», то можно четко проследить их «полосатость». Как правило, после года, когда все «просто отлично», всегда следует фестиваль, почти единодушно признанный «так себе». А все потому, что в Суздаль обычно ездят одни и те же люди: участники, критики, а также «прибившиеся», которые немедленно попадают под обаяние фестиваля и становятся своими. Те же, кто «своим» не стал, обзывают суздальский фестиваль «междусобойчиком».

По необъяснимым причинам современная отечественная анимация интересна в своем отечестве лишь узкому кругу энтузиастов. Для обычного зрителя в списке лауреатов на анимационный «Оскар» больше знакомых имен и названий, чем в суздальском. Энтузиасты начали приезжать на фестиваль, когда он еще проходил в Тарусе, и теперь воспринимают его уже как близкого родственника. Они знают всю его историю в деталях и подробностях и замечают малейшие изменения, которые их иногда по-родственному огорчают.

Например, прошлогодний фестиваль чаще ругали. Во-первых, потому что уж очень хорош был «Суздаль-2007», где Гран-при получила шедевральная «Моя любовь»  оскароносного Александра Петрова («Старик и море»), где показывали «Lavatory-love story» Константина Бронзита, который в этом году номинировался на «Оскар». Где вообще было сделано много открытий. Если по-честному, в 2008 году тоже было много замечательных работ и заслуженных наград. Но именно в прошлом году в анимационных кругах впервые прозвучало слово «кризис» -- правда, с приставкой «творческий». Ведь это был первый и, как выяснилось, последний год относительного материального изобилия, который, как показалось некоторым чутким анимаведам, не принес изобилия творческого. В этом году это вездесущее слово будет звучать в Суздале все чаще. Только совершенно в другом смысле.

«К сожалению, нынешний кризис больно ударил по мультипликации, – сообщил директор фестиваля Александр Герасимов. -- Если не решится проблема с государственной дотацией, то на будущем фестивале мы вынуждены будем значительно сократить программу».

Маша, медведь и другие против Смешариков

На «Суздале-2009» кризис пока не сказался -- в этом году на фестиваль представлено рекордное количество работ. Здесь будет анимация в самых разных своих проявлениях: от арт-хауса до детских сериалов, от полнометражных картин до рекламных роликов и социальных проектов.

программаXIV Открытый фестивалm анимационного кино пройдет в г. Суздаль с 12 по 15 марта
Традиционно сильнейшая конкуренция развернется в номинации «Лучший сериал». Например, на  фестивале представлено сразу несколько серий цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот». Среди них безупречно-художественный «Майма –Долгожданный» (реж. И. Коржнева). Фильм, снятый по ненецкой сказке, в этом году вошел в конкурсную программу Берлинского фестиваля. Две чудесные московские сказки «Егорий Храбрый» (С. Меринов) и «Василий Блаженный» (Н. Березовая). Удивительная, лиричная «Солдатская песня» (Е. Чернова), которая выделяется из всех «Самоцветов» тем, что впервые в основу фильма легла не народная, а литературная сказка Саши Черного. Прелестная «Козья хатка» (М. Карпова), которая, кажется, вполне могла бы занять место «Жихарки» (О. Ужинов), получившего в 2007 году приз «Лучший фильм для детей», и действительно ставшего одним из самых любимых детских мультиков.

Патриотическо-географический проект «Мульти-Россия», выросший из той же «Горы самоцветов», точнее из ее пластилиновых заставок («Мы живем в России…»), также представил на фестиваль две новых серии. Пластилиновый медведь, путешествующий по городам нашей огромной страны, расскажет на этот раз удивительные факты про Мурманск и Красноярск.

Две новые колыбельные из цикла «Колыбельные мира» (реж. Е. Скворцова) – «Ирландская» и «Польская», как и все предыдущие, красивы и приятны на слух. Но сам проект вышел уже на новый уровень, получив в этом году «Золотого орла».

В Суздале покажут также новые серии «Смешариков», которые уже были отмечены призами не единожды, но грех не отметить их еще раз, поскольку пока никто в телевизоре не придумал лучшего способа разговаривать с нашими детьми.

Впрочем, новый сериал «Маша и медведь» (реж. О. Ужинов), смешной и динамичный, с правильной интонацией, в скором времени вполне сможет конкурировать со «Смешариками»". Главная героиня – родная сестра Жихарки – тоже гарантированно понравится детям. Если, конечно, проект действительно попадет на телевидение и развернется в полную мощь.

Мультики для молодежи

А вот у социального  проекта «РЕанимация» не столь оптимистические перспективы. Авторы задумались, как бы в понятной подросткам трэшевой манере донести правильные мысли об ужасах наркомании, алкоголизма и других пороков. Насколько правильно доходит посыл до адресата, судить сложно, поскольку все телеканалы отказались показывать эти фильмы, сочтя их чернушными. Суздальский же фестиваль не только включил в программу сразу несколько серий «РЕанимации», но и поручил ее команде сделать заставки ко всем программам и показам.

В программе студенческих фильмов в этом году наблюдается какая-то редкая трепетность. Мультипликаторы, подходящие по возрасту аудитории «Реанимации», выступили неожиданно нежно и все больше интересовалась вечными семейными ценностям: это и трогательная картина «Ожидая» (реж. В. Мякишева), и какая-то изумительно взрослая «Дочки-матери» (А. Лукина), и прелюбопытная «В масштабе» (М. Мошкова).

Дополнительные возможности анимации

Что же касается несомненных фаворитов, то здесь нельзя обойти вниманием «Дополнительные возможности Пяточка» режиссера Ивана Максимова, который получил на прошлом фестивале Гран-при за «Дождь сверху вниз». Наверняка как-то отметят «Мультфильм» -- взрывной флэш-моб питерских аниматоров под песню группы «Опа Новый Год» «Питер больше чем в два раза больше чем Москва» (А. Бахурин). И, конечно же, награда обязательно найдет героя интернета -- проект с невозможным названием «KJFG # 5, Луна, Бревно» (реж. А. Алексеев). С использованием минимума выразительных средств -- луны, бревна и нечленораздельных звуков -- рождается настоящее, цельное, невероятно драйвовое произведение. И это, конечно, и есть главная тайна и волшебная сила анимационного искусства.

 

Реклама