Marshall Estate, один из крупнейших землевладельцев в Московской области, рассматривает возможность продажи своих активов. Вырученные от продажи деньги пойдут на реализацию девелоперских проектов, находящихся в портфеле компании.
Компания Marshall Estate, девелоперский актив фонда прямых инвестиций Marshall Capital Partners, намерена выставить на продажу землю на юге Подмосковья -- 20 тыс. га в Серпуховском, Каширском и Ступинском районе. В Серпуховском районе на берегу реки Оки компания ранее построила отель «Царьград Спас-Тешилово» и достраивает коттеджный поселок «Окская слобода».
«Готовы реализовать все наши земельные активы - 20 тыс. га. Но это слишком большой актив. Поэтому первоначально выставим на продажу 120 га, которые будут разбиты на 11 участков», -- рассказал Infox.ru заместитель гендиректора Marshall Estate по экономике и финансам Павел Бондарчук. Цена одной сотки -- 15--25 тыс. руб., добавил он.
«Цена объективная, -- полагает управляющий партнер Real Estate Group Руслан Туриков. -- На рынке загородной недвижимости и земли покупок не совершается. Расчеты идут только по тем сделкам, которые были закрыты в конце 2008 года. К осени компании, возможно, удастся что-то продать. К тому времени цены в рублях сильно не упадут».
По итогам января 2009 года средняя цена сотки в Подмосковье по сравнению с декабрем сократилась на 1,2%, до 307 933 руб. При этом большое количество коттеджей и земельных участков предлагается с дисконтом 20--30%, а на переоцененные земли скидки доходят и до 50%, сказал директор по маркетингу «Миана» Алексей Кудрявцев. Лидером по цене предложений остается Рублево-Успенское шоссе, где средняя стоимость сотки в зоне до 20 км от МКАД составляет около 2--2,2 млн руб., а средняя цена дома -- около 100 млн руб. Наиболее дешевые участки предлагаются по Горьковскому, Носовихинскому и Новорязанскому шоссе свыше 40 км от МКАД, как правило, не более 60--70 тыс. руб. за сотку, а цена строения в среднем не превышает 6,5--7,5 млн руб.
Спад покупательской активности по итогам января составил 8--10% по сравнению с декабрем 2008 года, добавил Алексей Кудрявцев. Снижение спроса связано как с сезонным фактором, так и с ожиданием дальнейшего снижения цен, пояснил он.
Для стимулирования спроса Marshall Estate планирует найти партнера среди производителей малоэтажных домов, сказал Павел Бондарчук. «В данном случае партнерство может вылиться в конкурентную цену для покупателя, -- сказал он. -- Мы предлагаем землю и коммуникации, наш партнер -- дом».
Участники рынка и аналитики видят: крупные землевладельцы Подмосковья переключаются с оптовых продаж на розницу. В качестве примеров опрошенные эксперты приводят стратегии компаний RDI Group, «Красивая земля», «Абсолют», «Гектар» и «Промсвязьнедвижимость». Вторая тенденция -- увеличение числа поселков, в рамках которых предлагаются земельные участки без обязательного подряда. «Новые поселки этого типа располагаются в 70--90 км от Московской кольцевой автодороги (МКАД) и дальше, -- сказал Алексей Кудрявцев. -- Девелоперы в целях снижения рисков предпочитают ограничиться проведением коммуникаций и строительством дорог».