Деньги выпутались из сетей
Из-за кризиса декабрьские продажи сетей бытовой техники оказались в 2 раза ниже ожиданий. В 2009 году розничный рынок техники и электроники просядет на 10--15%. Аналитики прогнозируют смену лидеров.
Совокупный оборот розничной сети «Эльдорадо» в 2008 году составил более $5 млрд, из которых $4,1 млрд принесли собственные магазины, говорится в сообщении торговой сети. Оборот уменьшился на $1 млрд. «Ограничение доступа к кредитным ресурсам негативно повлияло на оборотный капитал «Эльдорадо» и привело к снижению поступлений продукции в магазины сети в июле--октябре 2008 года», -- объясняют в компании.
В сентябре 2008 года компания привлекла кредит чешской группы PPF в размере $500 млн на пополнение оборотных средств. Сейчас PPF оформляет контроль над «Эльдорадо». В результате к декабрю просроченная задолженность перед поставщиками была сокращена с $390 млн до $64 млн, а после сокращения товарных запасов компании удалось высвободить еще $250 млн. Инвестиции в развитие сети составили более $50 млн.
Сеть «М.Видео» в 2008 году выручила на 43% больше, чем в 2007 году -- $2,7 млрд (в рублевом эквиваленте -- 41%, 68,25 млрд). Продажи сети в IV квартале 2008 года выросли на 13%, до $794 млн, говорится в сообщении, размещенном на сайте компании.
«Чистый долг компании по состоянию на 31 декабря 2008 года составил 1 млрд рублей (общий долг равнялся 7,4 млрд рублей), а чистые денежные средства составили 6,4 млрд рублей», -- говорится в сообщении. Увеличить прибыль «М.Видео» удалось, в том числе, за счет расширения своей сети. Было открыто 37 новых гипермаркетов.
Media Markt не подсчитывает показатели по России.
Озвученные финансовые показатели двух крупных сетей свидетельствуют о том, что на рынке электроники и бытовой техники идет перераспределение, считает аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина. «У «Эльдорадо» большая долговая нагрузка. У «М.Видео» финансовое положение лучше. Сеть грамотно провела IPO и грамотно расходует полученные от этого средства», -- сказала Наталья Загвоздина. По словам аналитика, в 2009 году продажи в этом сегменте рынка розничной торговли упадут на 10--15%. В 2008 году объем рынка составил около 900 млрд рублей.
Розничная сеть «Мир» в 2008 году также расширялась. Оборот компании вырос с $675 млн в 2007 году до $946 млн в 2008 году. Было открыто десять магазинов, сказала PR-директор сети Елизавета Тотунова. В декабре продажи выросли по сравнению с ноябрем всего на 43% в рублевом выражении. «В прошлые годы декабрьские продажи увеличивались на 70--90% по сравнению с ноябрьскими. В 2008 году с учетом нарастания негативных последствий кризиса мы прогнозировали увеличение декабрьских продаж на 50--60%. Но в итоге получилось меньше», -- добавила она.
Кризис сказался на объеме кредитных покупок в сети, сказала Елизавета Тотунова. В 2008 году кредитные приобретения составили 17--18%. В прошлые годы объем таких покупок доходил до 50%, пояснила она. «Изменения в структуре спроса внутри товарных групп пока не заметили. Нет и снижения средней стоимости продаваемых товаров, -- продолжила Елизавета Тотунова. -- Потребители еще не изменили свои предпочтения по отношению к брендам. Он скорее откажется от покупки, чем купит, например, вместо жидкокристаллического обычный телевизор».
В 2009 году спрос на бытовую технику и электронику сократится до 20%, прогнозирует аналитик «Атона» Ксения Аношина. «Доходы населения сократятся, увеличится количество безработных, -- пояснила она. – На фоне роста доллара и учитывая, что вся техника привозится к нам из-за рубежа, цены на технику тоже вырастут».