Дешевая земля никому не нужна
Российская земля подешевела в 2 раза -- в среднем до 20 тыс. рублей за гектар. Но даже на таких условиях сделок с сельскохозяйственными землями нет. Иностранные инвесторы не хотят рисковать. Спрос со стороны российских агрохолдингов только начинает восстанавливаться.
Цены на сельскохозяйственную землю обвалились, констатируют в отраслевых консультационных компаниях. «Цены на сельскохозяйственные земли привязаны к рублю. На фоне его девальвации снизилась стоимость земли», -- сказал Андрей Вохонцев, консультант отдела земельных отношений Cushman&Wakefield/Stiles&Riabokobylko (C&W/S&R).
С октября 2008 года по апрель 2009 года цена уменьшилась в два раза, отметил гендиректор RDI Group Андрей Васильев. «Прошлой осенью 1 га земли по области стоил 33-36 тысяч рублей. В апреле 2009 года цена опустилась до 15-20 тысяч рублей», -- добавил представитель орловской компании «Агросервис» Сергей Федотов.
В C&W/S&R, специализирующейся на поиске инвесторов для собственников земельных участков, утверждают, что на фоне падения цен растет спрос на земли сельскохозяйственного назначения в черноземных регионах России. «Наибольшую активность проявляют зарубежные инвестиционные фонды», -- сказал Андрей Вохонцев. По данным компании, сейчас на продажу выставлено около 385 тыс. га в центральной части России. Наибольший объем земель сельскохозяйственного назначения представлен в Саратовской области -- 67 тыс.га.
У земель сельхозназначения в России большой потенциал, подтверждает советник президента российского офиса фонда Aruji Group Александр Сметанин. «При эффективном использовании земель их урожайность можно значительно увеличить, -- сказал он. -- В Краснодарском крае есть два соседствующих друг с другом предприятия: одно -- российское, другое -- французское. Урожайность в российском составляет 5 тонн с 1 гектара, во французском -- около 7 тонн». В текущих условиях можно купить колхоз в черноземной полосе по цене $5-10 за сотку, отметил Андрей Васильев. «При низкой цене потенциал роста в долгосрочном плане у таких активов огромен», -- согласился он.
Иностранные инвесторы сейчас не интересуются российским Черноземьем, опровергает руководитель департамента земельных отношений компании Knight Frank Владислав Нигматуллин. «Зимой скандинавские инвесторы активно присматривались к земле в Тульской области, чтобы выращивать там сахарную свеклу. Но сделка до сих пор не состоялась, -- сказал Владислав Нигматуллин. – Это единственный случай за последние несколько месяцев, когда кто-то из иностранных инвесторов реально проявил интерес к российским сельхозугодьям. Остальное все на уровне слухов».
Российские агрохолдинги, имеющие и обрабатывающие земли, тоже активизировали свою работу, спорит Андрей Вохонцев. «Компании разморозили свои инвестиционные программы и вновь начали скупать сельскохозяйственные земли», -- отметил консультант. Но Сергей Федотов не заметил какого-либо оживления со стороны агрохолдингов. «Интерес остался, но особенного оживления, всплеска за последние месяцы я не заметил», -- добавил он.
Реальный интерес проявляют два-три агрохолдинга, отмечает Владислав Нигматуллин. «Присматриваются к землям на юге России – Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край, чтобы выращивать на них кукурузу и подсолнечник. Это товары, имеющие биржевую ценность. Земли под засев зерна в текущих условиях никого не интересуют», -- сказал консультант.
В начале феврале российская «дочка» японской финансовой корпорации Aruji, специализирующаяся на коммерческой недвижимости, сообщила о том, что меняет свою стратегию. Инвестфонд объемом $1,85 млрд планировал приобрести земли в центральной и южной частях России, чтобы выращивать на них пшеницу, рожь и рис. За три месяца компания смогла определиться только с тем, где она будет выращивать зерно -- Краснодарский край. Но сделок не было. «Есть несколько участков, которые мы присматриваем для себя. Но вопрос цены и площади земель обсуждается. До середины лета надеемся закрыть сделку», -- сказал Александр Сметанин.
В ближайшие полгода сделок по покупке земельных угодий не будет, скептичен Владислав Нигматуллин. «Летом и в начале осени землю не покупают, -- сказал он. -- Землю нужно покупать зимой, чтобы успеть к посеву». Но Александр Сметанин уверен, что этот вопрос можно решить. «Все индивидуально. Можно договориться с прежним собственником земли о том, чтобы он засеял участок перед продажей», -- сказал он.