Бизнес-разведка в интернете
Миллионы пользователей сети даже не представляют себе, насколько эффективно и быстро можно собрать информацию о них. Сбор и анализ данных о частных и юридических лицах называется бизнес- (или конкурентной) разведкой.
Для обычного человека интернет -- свалка, в которой крупицы необходимых данных затеряны среди гор ненужного мусора. Но для профессионала интернет -- драгоценные копи, переполненные сокровищами. И сокровища эти -- информация. Только за последний месяц новостные агентства трижды сообщали о масштабных случаях утери данных. Факты потери данных о сотнях тысяч пользователей сети предаются широкой огласке. Но ежедневно каждый человек, каждая компания могут стать объектом пристального внимания хорошо подготовленных людей. Как правило, такая деятельность остается незамеченной.
Цифровая тень
Каждого пользователя сети окружает так называемая цифровая тень. Какие-то данные мы оставляем о себе сами. Кто-то заносит сведения о нас в базы данных. Кто-то упоминает наши имена при общении с друзьями и знакомыми. Мы случайно попадаем в объективы цифровых фото- и видеокамер, телефонов, камер наружного наблюдения. Все эти данные размещаются в сети, в самых неожиданных местах. Количество свободно доступной информации о нас огромно. Эту информацию можно найти, проанализировать и использовать.
Адрес электронной почты, номера ICQ -- вот те отправные точки, которых достаточно для сбора подробных сведений о человеке. Пользователь сети оставляет свои контактные данные на форумах, в блогах, на досках объявлений и в социальных сетях. Для специалиста не составляет труда собрать эти данные и проанализировать их связь с используемыми никами, адресами и темами форумов, которые посещает объект исследования.
В умелых руках информация о человеке обрастает номерами мобильного, домашнего и рабочих телефонов, сведениями о месте работы и занимаемой должности, о круге интересов и увлечений. Легко определяется список контактов и круг знакомств. Вполне вероятно обнаружение также фотографий, домашнего адреса и даже номеров банковских счетов.
Все это делается буквально в считанные минуты, без специального программного обеспечения, с использованием лишь открытых источников. Нужны только браузер и специальные навыки.
Интернет -- непаханое поле для бизнес-разведчиков
Прямая информация -- это только верхушка айсберга, часть тех сведений, которые можно собрать о вас. Социологические исследования, проводимые психологами в коллективах разных типов, дают точный прогноз: ваши интересы, настроения, отношения к политическим и экономическим проблемам будут такими же, как и у ваших друзей. Соответственно, узнать все о вас можно, изучив людей, с которыми вы общаетесь в сети.
Все перечисленные методы предполагают только сбор и анализ уже имеющихся в сети сведений. Если интерес к вашей персоне серьезный, то могут быть использованы и методы активного вмешательства в вашу «цифровую тень», при этом будет спровоцировано генерирование новой информации.
Бизнес-разведчик под видом одноклассника или одноклассницы, однокашника, соратника по хобби зарегистрируется на тематических сайтах, в социальных сетях, форумах и чатах. И вступит с вами в контакт. Вы помните девочку из параллельного класса? Нет? А она вас помнит. Вы увлекаетесь аквариумистикой или горным велосипедом? Отлично! Ваш новый друг абсолютно случайно увлекается тем же. Не хотите говорить с новым знакомым о себе и о своей работе? О вас и о вашей работе поговорят люди, которые вас знают. У них тоже найдется забытая одноклассница или товарищ по собиранию марок.
Через несколько дней интересующимся людям будет известен не только ваш домашний адрес, но и то, какой кофе вы пьете на завтрак. Казалось бы, вы не Джеймс Бонд и не Рокфеллер, кому вы нужны? Возможно, лично вы не вызываете интереса бизнес-разведки. Вас могут просто использовать, чтобы собрать сведения о ваших знакомых. Или о вашем месте работы.
Информация о фирме
Сведения о предприятии интересуют специалистов по конкурентной разведке чаще. И за них охотнее платят. Интересует все: хорошо ли у фирмы идут дела; нет ли проблем с банками, деловыми партнерами и проверяющими органами; каков морально-психологический климат в коллективе; каков профессиональный уровень ведущих специалистов и какова их зарплата.
Заказчиками сбора сведений об организации могут быть конкуренты, партнеры, клиенты. Более того, иногда с частными специалистами сотрудничают спецслужбы. Ведь для того чтобы провести официальную проверку, оперативному работнику необходимо выполнить ряд формальностей, получить «добро» от вышестоящего руководства, нужно также быть готовым объяснить этому руководству причину интереса к той или иной организации. А специалиста по бизнес-разведке можно просто попросить об услуге. Расплачиваются в таком случае сотрудники спецслужб также информацией по интересующим бизнес-разведчика объектам.
Сведения о фирме получить всегда легче, чем о конкретном человеке. Ведь на любом предприятии работают люди. Найди «слабое звено», сотрудников, поддающихся разработке, и получишь всю интересующую информацию.
Методы защиты
Попытаться защититься от сбора сведений о вас или о вашей фирме можно. Некоторые рекомендации даны в нашем ролике. Их выполнение затруднит работу бизнес-разведчиков. Но полностью скрыть сведения невозможно. Специалисты найдут способ, как выполнить свою работу.
Анонимности в сети нет. Работая в интернете, нужно об этом всегда помнить.