Каждая компания, производящая высокотехнологичную продукцию, выбирает собственную стратегию. Одни фирмы ставят на производство дешевых товаров, удовлетворяя потребности широкой аудитории. Другие уходят в премиум-сегмент, переживая кризисы и неудачные времена за счет лояльных потребителей, способных оплачивать высокое качество. О том, как управлять семейной фирмой, превратившейся в крупную международную компанию, корреспонденту Infox.ru рассказал глава компании Miele Райнхард Цинканн.
-- Ваша компания известна тем, что люди работают десятки лет. Насколько мне известно, 9000 сотрудников имеют стаж более 20 лет. Как вы удерживаете работников? Почему люди не уходят?
Семейный бизнес основан на привлечении к работе в компании многих поколений работников из одной семьи. Мы всегда думаем о перспективе, не только с точки зрения производства продукции, но и в плане построения взаимоотношений с семьями наших сотрудников. Обычно люди покидают нашу компанию при выходе на пенсию или в декретный отпуск. Если вам нравится ваша работа, у вас нет причин уходить. Какие-то временные бонусы или их отсутствие не влияют на поведение сотрудников в такой компании, так как всех больше заботит перспектива на несколько лет вперед. У нас много сотрудников, которые работают на нас уже в третьем или четвертом поколении. Я, например, принадлежу к четвертому поколению сотрудников компании, и я чувствую ответственность за людей, как за членов своей семьи. Мой дедушка (сын основателя Miele – Infox.ru) говорил: «Не стремись заработать деньги, стремись заработать доверие». Сотрудники нашей компании чувствуют себя членами семейной команды. Я – часть их, а они – часть меня. У нас нет жесткой иерархии, каждый сотрудник имеет право подойти ко мне лично и поговорить со мной. Я хочу, чтобы так было впредь.-- Вы продаете дорогую качественную продукцию, которая служит по 15-20 лет. Сейчас аналитики говорят об очередном финансовом кризисе, и рынок товаров премиум-класса неизбежно будет сужаться. У вас не возникает соблазна выйти на более широкий рынок, с дешевыми товарами, пойти на компромисс при выборе материалов и технологий?
Мы верим в то, что нет ничего лучше качества. Качества, связанного именно с надежностью. Мы знаем о том, что сейчас появился тренд постоянной смены мобильных телефонов, телевизоров. Дешевая электроника через пять лет все равно устареет и ее нужно будет менять. Но техника для кухни – это не мобильная электроника. Как только покупатель привыкает к бытовому устройству, он не хочет его менять. Покупка стиральной машины – не дань моде, а необходимость. Поэтому техника должна быть качественной. Высокие технологии в бытовой технике не бросаются в глаза. Последние достижения в этой области связаны с экономией электроэнергии и воды, а также с экологичностью устройств. Но и машину, выпущенную десять лет назад, инженеры могут улучшить при помощи апгрейда программного обеспечения и замены некоторых компонентов. Внешне старая машина может быть вполне современной.
Постоянный ремонт дешевой техники стоит гораздо дороже, чем покупатель потратил денег при покупке. Стоимость владения дешевой техникой, при постоянном ее обновлении и ремонте, не ниже, чем стоимость владения качественным устройством.
Одежда современной женщины может стоить дороже, чем наша техника. Мы работаем с дорогими брендами. Я был поражен, сколько может стоить нижнее белье - две веревочки стоят больше, чем наша стиральная машина. Если вы тратите такие деньги на белье, вы должны быть уверены в том, что ваша стиральная машина отнесется к нему бережно. Этот принцип хорошо работает и во время кризиса.
Уже 111 лет мы руководствуемся принципом «Все лучше и лучше». Это означает, что компромиссов в отношении качества, надежности и технологий быть просто не может. Мы – небольшой бизнес, и чтобы быть успешными, нам нужна ниша высочайшего сегмента на рынке. И именно эту нишу мы и занимаем. Мы умеем производить все, но никогда не станем дешевыми.
-- Насколько серьезно вы относитесь к российскому рынку?
Русский рынок очень важен для нас. Мне очень нравится Россия, между Россией и Германией существует множество разнообразных связей. Я люблю русскую культуру, и я знаю, что многие русские ищут лучшее, выбирают и любят продукцию достойного качества, высочайших стандартов, лучших брендов. И это то, что мы готовы предоставить. Русский рынок растет сейчас, будет расти в будущем, и мы верим в будущее России.