Разведданные отсортирует искусственный интеллект
По мере того, как растут объемы информации, увеличивается и объем засекреченных данных, которые создаются спецслужбами. Их сотрудники уже не справляются с сортировкой информации, передачей ее в архив, установлением или, напротив, снятием статуса секретности.
За последнее десятилетие объемы секретных данных, будь то сообщения электронной почты или записи переговоров экипажей самолетов, увеличились в семь раз, согласно данным Бюро по надзору за безопасностью данных при Управлении национальных архивов и учетных документов США. В связи с этим специалистам необходимо постоянно анализировать большие объемы цифровой информации, включая фотографии со спутников, записи камер наблюдения, электронную почту и звукозаписи. Но если высокие технологии создают проблему, они же, как показывает практика, помогают ее решить.
В качестве решения проблемы секретных данных предлагается использовать технологию «контекстной аккумуляции». Технология основана на системе искусственного интеллекта, он руководствуется установленными правилами, а также прошлыми прецедентами, по результатам которых данным был присвоен статус секретных, либо, напротив, такой статус был ликвидирован. При этом возрастающие объемы информации только играют системе на руку, ведь чем больше данных проходит через нее, тем «умнее» становится эта система. Точность этой программной платформы повышает уровень безопасности информации и положительным образом сказывается на государственной безопасности в целом.
Над созданием такой системы сейчас работает особый Совет по снижению грифа секретности в общественных интересах при Управлении национальных архивов и учетных документов США. Совет из шести человек включает в себя бывших сотрудников правительственных структур, он был сформирован по инициативе Барака Обамы в рамках программы по фундаментальной реконструкции системы секретности. Конкретные планы по реконструкции системы будут представлены в Белый дом уже этой осенью.
Над аналогичным проектом работают и сотрудники американского Института Центральной Азии и Кавказа — свою систему они характеризуют как «саморассекречивающиеся» документы. Эта система отслеживает несколько параметров по каждому конкретному документу, одним из важных критериев является срок давности; по прошествии определенного времени гриф секретности ликвидируется. Однако технический директор института Кристен Саммерс (Kristen Summers) отметила, что если все процессы, процедуры и прочие человеческие факторы не будут должным образом учтены системой, то технического решения этой задачи вообще не существует.
В ответ на это Гарри Купер (Harry Cooper), глава отдела ЦРУ по работе с секретными документами заметил, что план института перспективен, но невыполним в течение ближайшего десятилетия. Это обусловлено не только техническими сложностями, но и тем, что администрация и Конгресс пока не готовы к пересмотру принципов работы системы, и такого разрешения они пока не дадут. Однако, добавил господин Купер, уже через двадцать лет специалисты по работе с документами должны будут переработать в общей сложности несколько миллиардов страниц информации, и по каждому конкретному случаю дать свое заключение, что в принципе невозможно.
Администрация президента Обамы поставила эту задачу еще в 2009 году, когда было издано постановление, в соответствии с которым гриф секретности снимается со всех документов спустя десять лет. Окончательный выбор относительно технологии автоматической классификации данных пока не сделан, и властям предстоит проанализировать массу вариантов, в том числе и самые передовые технологии, такие, например, как автоматизированный анализ естественного языка. Проблема в том, что сами эти технологии пока находятся в зачаточном состоянии.