Несмотря на то что на разработку операционной системы Windows Vista ушло 5 лет, ее выход вызвал всеобщее разочарование и подорвал доверие к продукции Microsoft. На восстановление репутации Vista редмондский гигант планирует потратить 300 миллионов долларов.
Пять лет назад казалось, что доминирующему положению Microsoft на рынке программного обеспечения ничего не угрожает. Apple удерживал позиции только на американском рынке и считался нишевой системой для художников, писателей, фотографов и специалистов по видео. Linux-системы стремительно теряли популярность, их приверженцами оставались только профессиональные программисты. Многие полагали, что Microsoft обеспечил себе лидирующее положение если не навсегда, то, как минимум, на ближайшие десятилетия. Это мнение разделяли не только пользователи и IT-специалисты, но и представители государственных структур. Недаром американская и европейская Фемида регулярно предъявляла претензии Microsoft в связи с монопольным положением ее продуктов на рынке.
Vista -- самая большая ошибка Microsoft
Продукты компании всегда подвергались критике. Часто их ругали за нестабильность, требовательность к ресурсам, за уязвимость для вирусов и других вредоносных программ. Но на практике нестабильность проявлялась при подключении нестандартного оборудования и при установке не вполне совместимого программного обеспечения, постоянный рост производительности компьютеров с лихвой перекрывал требования софта, а уязвимость была прямым следствием популярности: большая база установленных программных решений от Microsoft вызывала большие соблазны у злоумышленников и программистов-хулиганов.
Но продукты компании обладали одним неоспоримым преимуществом: они были снаряжены «как на войну», то есть содержали в себе все необходимое для выполнения стандартных задач в стандартных условиях и позволяли быстро и просто начать работу на офисном или домашнем компьютере. Большинство принтеров, модемов, мониторов и звуковых карт легко работали с системой, а интерфейс приложений позволял быстро начать работу с ними и фактически задавал стандарты в индустрии.
Выход Vista был самым ожидаемым событием 2007 года и сопровождался интенсивной рекламной кампанией. Но пользователи, установившие операционную систему на свои машины или купившие компьютеры с предустановленным софтом, к своему удивлению, очень быстро столкнулись с рядом проблем, которых никак не ожидали от нового продукта такой компании. Разработке Vista Microsoft посвятила пять лет. Теперь можно уверенно констатировать: результатом пятилетних усилий стала система, выход которой оказался самой большой ошибкой в истории компании.
Проблемы Vista
В том, что создавая Vista, программисты и дизайнеры Microsoft стремились получить самый совершенный продукт современности, не приходится сомневаться. Но при разработке и продвижении системы был допущен ряд существенных просчетов.
Во-первых, Vista предъявляет высокие системные требования к компьютеру. Да, требования, официально опубликованные компанией на своем сайте, сравнительно скромны. Но у пользователей, попытавшихся работать с Vista на машинах подобной конфигурации, официальная информация от Microsoft может вызвать только раздражение. Система тормозит при копировании больших файлов, а также в любой случайный момент, запуская выполнение операций по оптимизации данных по своему усмотрению.
Во-вторых, интерфейс системы настолько отличается от интерфейса ее предшественников, что пользователи испытывают определенные трудности при ее освоении. Многим легче купить XP, чем переучиваться. О серьезности проблемы говорит факт успешной продажи программ, превращающих интерфейс Vista-приложений в более привычный и устаревший вид. Творческие успехи дизайнеров Microsoft находят своих поклонников, но массовую операционную систему покупают в основном для решения повседневных задач, для работы. Операционная система нужна пользователям как надежная, простая и быстрая основа для привычных приложений, а не как произведение искусства.
В-третьих, при использовании Vista возникают трудности с совместимостью программного обеспечения, к которым пользователи привыкли. Ведь за новые версии программ, разработанные специально для Vista, пользователям придется платить, а старые версии под этой операционной системой запускаются далеко не все. Дошло до того, что во многих организациях первой задачей системных администраторов при покупке нового оборудования является снос Vista и установка XP. Даунгрейд стал популярен именно с появлением Vista, хотя само это явление является позором для производителя софта.
Имидж за $300 млн
Несмотря на бодрые заявления Microsoft о производительности и надежности Vista, которыми встречает посетителей официальный сайт компании, редмондские программисты и маркетологи понимают, что Vista не совершенна. Программисты собрали Service Pack, настоятельно рекомендуемый покупателям системы для скачивания. А отдел маркетинга озабочен улучшением имиджа ОС. «Vista – лучшая система для бизнеса» -- вот тот лозунг, на доведение которого до сознания клиентов запланировано потратить триста миллионов долларов. Пошатнувшийся имидж компании мгновенно отражается на настроениях покупателей и на продажах. По данным аналитического исследования KACE, 40% пользователей Vista полны решимости поставить альтернативную операционную систему, Mac OC или Linux.
На сайте Microsoft проблемы Vista не скрывают. Убедительно ли звучит обращение компании к пользователям, судите сами: «Мы знаем, что некоторые из вас огорчены после вашего раннего знакомства с Windows Vista. Принтеры не работали. Игры тормозили. Вы говорили нам, иногда громко, что последняя версия Windows не оправдала ваших ожиданий. Что ж, мы все записали и приняли меры. В Windows Vista в два раза меньше уязвимостей, чем в Windows XP. Шанс заражения spyware и malware на 60% меньше, чем на Windows XP SP2. А в начале 2008 года Windows Vista показала себя системой, в которой на 89% меньше уязвимостей, чем в Mac OS X 10.5, что позволяет назвать эту систему самой безопасной версией Windows за все время».
Ставка на Windows 7
Несмотря на усилия Microsoft по восстановлению имиджа Vista, ясно, что на системе просто пытаются заработать, пока это возможно. Редмондская компания ставит на этой операционной системе крест. Это легко понять, проанализировав два факта: срок окончания продаж Windows XP перенесен на конец мая 2009 года; выпуск Windows 7 с 2010 года перенесен на более ранний срок, на второе полугодие 2009 года. Ясно, что XP будет продаваться до выхода Windows 7, при необходимости продажу XP разрешат и летом.
Windows 7 разрабатывается с учетом недостатков Vista. Будущее компании зависит от новой операционной системы. Если Windows 7 не понравится пользователям, то компанию не спасут ни финансовые возможности, ни доминирующее положение на рынке.