Ожидается второе пришествие телевидения
В 2011 году эксперты ожидают значимых изменений в наиболее консервативной области медиа-технологий. Массовый переход к интернет-телевидению изменит привычки телезрителей и методы работы телевизионных компаний.
Одна из заметных и значимых тенденций на рынке бытовой электроники, за которой нам придется наблюдать в новом году – переход к технологии интернет-телевидения. По мнению экспертов, новая технология настолько изменит телевизионную отрасль, что уместно говорить о смерти привычного телевидения.
Интернет-телевидение изменит привычки телезрителей, схему распространения контента и подход к его производству. Потрясения ждут рынок телевизионной рекламы, придется измениться национальным и региональным телеканалам.
Технологические предпосылки
Если о концепции интернет-телевидения говорят уже давно, то технологическая готовность инфраструктуры до сих пор оставалась под вопросом. Несмотря на массовое распространение высокоскоростного интернета в развитых странах, доставка индивидуального контента каждому потребителю остается сложной задачей, вызывающей огромную нагрузку на сеть.
Но именно в наступившем году произойдут два события, которые помогут решить проблему передачи большого количества «тяжелых» видеофайлов потребителям. Первое из них – планируемый переход от IPv4 к IPv6.
Смена протокола, регламентирующего интернет-адресацию, приведет к расширению адресного пространства, что позволит избежать нехватки адресов.
Но не менее важными особенностями обновленного протокола является возможность широкого вещания, когда одни и те же данные одновременно отправляются нескольким адресатам (старый протокол предполагал только передачу данных между двумя устройствами, при необходимости организации широкого вещания пакеты данных отправлялись столько раз, сколько запросов на их получение поступало).
Кроме расширения адресного пространства, новый протокол предполагает использование более крупных пакетов данных, размер которых в быстрых сетях может достигать 4 Гб.
Кроме того, заканчивается тестирование технологий доставки телевизионного контента, основанных на peer-to-peer сервисах, когда в передаче частей файлов участвуют машины конечных пользователей. По такому же принципу работают торренты, позволяющие передавать «тяжелый» контент через сети любой пропускающей способности.
Неизбежно внедрение стандарта HTML5, содержащего встроенные средства работы с видео. Джереми Аллейр, аналитик видеорынка, считает, что переход на HTML5 развяжет руки производителям телевизионной техники и телеканалам, которые смогут обойтись без крупных провайдеров услуг интернет-телевидения, так как для воспроизведения контента достаточно будет встроенного в телевизор браузера.
Основные игроки
Нам предстоит увидеть битву таких гигантов, как Google и Apple, продвигающих свои решения.
Телевизоры Sony с сервисом Google TV продаются с октября 2010 года. Доступны также Logitech Revue, приставки, позволяющая воспользоваться сервисом Google TV владельцам обычных телевизоров. Анонсированы телевизоры Toshiba, LG Electronics и Sharp со встроенным сервисом Google TV.
Apple развивает свое решение с 2007 года. Мультимедийный проигрыватель для проигрывания на домашнем телевизоре коллекции файлов постепенно превращается в сетевую приставку, работающую с доставляемым через интернет контентом.
И у Google, и у Apple одна общая проблема – ведущие телекомпании и киностудии не торопятся предоставлять контент для этих сервисов, надеясь на скорую разработку собственных решений.
Культура потребления контента
Интернет-телевидение дает две основные возможности. Первая – это доставка того контента, который нужен конкретному зрителю. Вторая – это просмотр зрителем телепередач в удобное для него время.
На практике это означает, что вместо сотен телеканалов у зрителя теперь будет тысячи фильмов, шоу, выпусков новостей и новостной аналитики, спортивных и де6тских программ. Основой потребления будет не выбор канала, а выбор плей-листа.
Плей-лист зритель может составить самостоятельно, включая в него интересующие телепрограммы. Нетрудно также предсказать появление рекомендательных сервисов и плей-листов от известных экспертов, которым доверяют зрители.
Интересной особенностью интернет-телевидения является точный учет доставленных зрителям программ. Сейчас нередко телеканал зритель выбирает из-за нескольких хороших передач, а пакет каналов – из-за двух-трех входящих в него телеканалов. Точный рейтинг популярности программ сделает выгодным производство действительно пользующихся спросом телепередач. Руководству многих каналов придется научиться более тонко понимать требования зрителей.