Российское авторское общество рассказало о болваночном сборе
О том, как влияет интернет на музыкальный бизнес и куда планируют правообладатели направить сборы с физических носителей данных, корреспонденту Infox.ru рассказали пианист Денис Мацуев и руководитель Российского авторского общества Сергей Федотов.
Интернет меняет не только привычки любителей музыки, но и всю музыкальную индустрию. С одной стороны, сеть предоставила новые возможности для рекламы и продажи музыкальных произведений. С другой - интернет стал крупнейшим каналом распространения пиратского контента. До конца понять и оценить влияние интернета на музыкальный бизнес не могут сейчас ни артисты, ни предприниматели, ни меломаны.
Денис Мацуев о YouTube и смерти рекординговой индустрии.
Заслуженный артист Российской Федерации, пианист Денис Мацуев считает, что у влияния интернета на музыкальную индустрию есть и плюсы, и минусы.
«У людей есть огромная возможность найти все, что хочется, - сказал Мацуев в интервью корреспонденту Infox.ru. - С другой стороны, рекорд-индустрия умерла. Если мы говорим о классической музыке, то это действительно постепенное умертвление этого пласта. Раньше пластинки были неотъемлемой частью музыкальной культуры. Они оставались на долгие годы.
Я понимаю, что теперь уже настолько зашло все далеко, что исправить ситуацию очень сложно. Когда я ищу то, что мне нужно, я захожу на YouTube. И то, что мне нужно, за секунду можно найти. Это единственный выход. И я нахожу там действительно выдающиеся вещи, которые меня захватывают, интересуют и поглощают».
Денис Мацуев считает, что на распространение музыки в интернете мы обречены, в том числе на нелегальное. Но пианист уверен, что правовую оценку ситуации должны давать профессиональные юристы.
Денис Мацуев отмечает, что записи классических произведений продаются все хуже: «Единственный выход их продать - это после концерта выходить к публике и расписываться на каждом диске. Вот тогда есть у тебя шанс, что у тебя эту пластинку купят. Если она лежит в магазине, если раньше продавали 200-300 тысяч пластинок, то сейчас, если ты продашь 15-20 тысяч, это огромное достижение».
Сергей Федотов о «болваночном сборе» как источнике финансирования культуры
Российское авторское общество (РАО) – организация, известная жесткой позицией в борьбе с пиратством, а также по вопросам сборов отчислений в пользу авторов как с доходов от исполнения произведений, так и с продажи физических носителей, которые могут быть использованы для записи контента, защищенного авторскими правами. Представители РАО рассматривают подобные сборы как важный источник внебюджетного финансирования отечественной культуры.
Речь идет не только о классической музыке, но и о популярных направлениях. Так, РАО стало одним из соучередителей конкурса молодых авторов. Идея конкурса в том, что неизвестные молодые авторы могут прислать в конкурсную комиссию свои произведения. После экспертного отбора произведения исполняются известными музыкантами. При этом РАО заботится о защите авторских прав и отстаивает интересы начинающих авторов, которые не могут позволить себе сделать это самостоятельно.
На просьбу корреспондента Infox.ru прокомментировать постановление правительства РФ о сборе с физических носителей председатель совета директоров РАО Сергей Федотов заявил, что считает это событие очень важным и своевременным.
«Такого рода маленький «налог» - это своеобразная компенсация правообладателям за то, что в бытовых условиях производится нелегальное копирование их произведений, - сказал Сергей Федотов. - Мы видим основную роль вот этих сборов именно в социальной поддержке наших деятелей культуры. Не секрет, что у нас сегодня не решен вопрос с пенсиями, не решен вопрос с творческими союзами, с поддержкой творческих союзов, что элементарно не хватает денег на культуру. Мы видим важнейшее направление использования этих сборов как раз именно в поддержке как непосредственно деятелей культуры, в том числе и стариков, а также в поддержке интересных культурных проектов».
В рунете при обсуждении «болваночного сбора» часто можно встретить аргумент противников подобного налога: я не скачиваю нелегальный контент, почему я должен платить? Корреспондент Infox.ru попросил ответить на этот вопрос Сергея Федотова. Руководитель РАО согласился со справедливостью претензии, но отметил, что лучшего решения пока что нет.
«Когда каждый из нас платит три-четыре рубля в год за такое частное копирование, эти деньги аккумулируются у нас в культуре, - сказал Федотов. - Они позволяют нашим авторам творить, нашим музыкантам – петь, нашим звукозаписывающим компаниям – выпускать новые пластинки».