Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Технология 3D телевидения становится доступной

Технологиям 3D-видео не один десяток лет. Но именно сейчас наступил момент, который можно назвать технологической революцией. Трехмерное видео становится массовым. Речь идет не только о потреблении контента, но и о его производстве.

Этой осенью мы становимся свидетелями роста популярности продуктов от различных производителей, которые превращают 3D видео из экзотической игрушки в массовую технологию. На рынок бытовой электроники вышли не только телевизоры, поддерживающие трехмерные форматы, но и фотокамеры, плееры, и даже бытовая любительская видеокамера 3D.

3D видео: технологии

Технологии 3D-видео, или стереокино, не новы. Так, первый патент на метод производства стереоскопического фильма был подан еще в конце девятнадцатого века, а первый сеанс стереоскопического кино состоялся в Нью-Йорке в 1915 году.

Но применявшиеся технологии имели ряд недостатков, исправить которые удалось только тогда, когда технологии достигли современного уровня.

Суть трехмерного видео – в передаче видеоизображения для правого и левого глаза отдельно. В таком случае есть возможность имитации бинокулярного зрения, когда зрительный анализатор человека объединяет два видеопотока в одно объемное изображение. Разработки технологии 3D-визуализации без очков ведутся, но до практического результата, дающего качество и удобство использования, еще далеко.

Гораздо лучше обстоит дело с технологиями, предполагающими использование очков, так как в таком случае есть возможность использовать различные фильтры для пропускания света в правый или левый глаз.

Более пятидесяти лет основной технологией был анаглиф, или цветовое разделение. Изображение выводилось на экран через цветные фильтры, обратные фильтры устанавливались в очки (например, красный и зеленый). Эта схема достаточно проста, но она дает сильные цветовые искажения.

С середины XX века все большее распространение стали получать различные варианты поляризационных систем, когда на один экран выводятся два изображения, причем поляризация светового потока в каждом из них повернута на 90 градусов. Использование недорогих очков с поляризационными фильтрами позволяет в таком случае пропускать к каждому глазу предназначенное для него изображение. Для реализации этой технологии достаточно недорогих простых очков, но при этом нужен дорогостоящий посеребренный экран. Кроме того, поляризация сильно снижает яркость изображения. Известный стандарт IMAX 3D, принятый в киноиндустрии, использует именно эту технологию.

Но лучший результат на сегодняшний день дает -- затворная технология.

Очки с затвором.

Очки, о который идет речь в нашем видеосюжете – сложное электронное устройство, попеременно закрывающее световой поток, предназначенный для правого или левого глаза. Частота срабатывания жидкокристаллического затвора может достигать 120 герц, то есть прозрачность растет и падает 120 раз в секунду. Управляет работой затвора телевизор при помощи инфракрасного интерфейса.

Телевизор подойдет тоже далеко не каждый. Кроме управляющей инфракрасной системы, необходима матрица, поддерживающая высокую частоту обновления картинки. Мало выводить строки 120 раз в секунду, необходимо еще, чтобы каждый пиксель успевал погаснуть до того момента, когда откроется затвор для другого глаза. То есть, послесвечение каждого пикселя должно быть сокращено до 1/120 секунды.

В настоящий момент только некоторые плазменные панели достигают таких характеристик, жидкокристаллические телевизоры не способны гасить послесвечение пикселей так быстро, как того требуют частоты работы затвора.

3D для любителей.

Сегодня начинает работу первый в нашей стране 3D телеканал, который входит в пакет HD-каналов телекомпании НТВ+. Круглосуточный русскоязычный канал с контентом собственного производства – серьезный аргумент для покупателей телевизоров, поддерживающих новый формат.

Кроме того, современные телевизоры поддерживают воспроизведение файлов с внешних носителей. Плеер Blu-ray, мультимедийный проигрыватель или просто флешка, подключенная к USB-хосту телевизора, позволят воспроизводить как контент собственного производства, так и фильмы 3D стандарта.

Для любителей творчества уже доступно несколько фотокамер, позволяющих снимать в 3D, а также первая любительская видеокамера. О том, как реагируют потребители на новые продукты, в нашем видеосюжете рассказывает управляющий Panasonic Ideaplaza Дмитрий Шишов.

Полная версия