Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Российское авторское общество помирилось с самарскими ветеранами

Представители самарского хора ветеранов фронта и тружеников тыла выступили на концерте, организованном Российским авторским обществом. Концерт завершил третий всероссийский форум «Интеллектуальная собственность -- XXI век».

Концерт, прошедший в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, стал финальным мероприятием в рамках форума, организованного Российским авторским обществом, Торгово-промышленной палатой, Министерством культуры, Министерством образования и науки, а также рядом российских фондов и федеральных служб.

РАО и хор самарских ветеранов

В концерте приняли участие Дмитрий Маликов, Лариса Долина, Валерия, Ирина Мирошниченко, но изюминкой мероприятия стало выступление творческого коллектива «От всей души» -- самарского хора ветеранов фронта и тружеников тыла.

В марте этого года хор стал широко известен благодаря скандалу с участием Российского авторского общества. Громкая история с предъявлением претензий со стороны РАО к организаторам бесплатного концерта закончилась разбирательством в прокуратуре, в ходе которого был установлен факт нарушения авторских прав.

«Мы не в обиде на СМИ, мы к СМИ и к журналистам относимся с очень большим уважением, -- сказал Сергей Федотов, председатель совета директоров РАО в интервью корреспонденту Infox.ru. -- Другое дело, что мы хотели бы, чтобы и к нам относились с определенным уважением и хотя бы спрашивали комментарии по той или иной ситуации, которая возникает. К сожалению, в большом количестве репортажей, в основном это касается печатных изданий, журналисты не интересовались нашей позицией по тем или иным вопросам, и поэтому материалы получались, с моей точки зрения, несколько тенденциозными. История, например, с ветеранами в Самаре, достаточно известная. Мы никогда не предъявляли претензий самим ветеранам. Мы вообще никогда не предъявляли претензий к исполнителям. Все наши претензии адресованы организаторам концертов, которые имеют определенную смету на проведения мероприятия. Любые мероприятия финансируются… и, поверьте, авторский гонорар – это наименее существенная цифра в этой смете. Мы бы хотели добиться того, чтобы гонорары авторам выплачивались и их интересы учитывались. Что касается определенных бесплатных, благотворительных мероприятий, то в большинстве случаев мы не отказываем организаторам в бесплатном проведении таких мероприятий. Это очень важно, мы стараемся быть в диалоге с обществом, мы стараемся прислушиваться к тем сигналам, которые поступают от общества, в ближайшее время мы планируем провести слушания в Общественной палате, которые будут посвящены бесплатному использованию музыки. Мы надеемся, что удастся достичь определенного общественного компромисса, определенного баланса сил и интересов в этой области».

У самарских ветеранов к РАО претензий нет. Председатель самарской региональной общественной организации «Труженики тыла и ветераны труда», руководитель творческого коллектива «От всей души», того самого хора, получившего известность благодаря истории с РАО, в интервью корреспонденту Infox.ru сказал: «По приглашению Российского авторского общества мы прибыли сюда (в Москву. -- Infox.ru). Нужно сказать, мы очень благодарны за такой подход к нам, ветеранам, в такие дни. Безусловно, была оказана высокая честь. В хороших местах проехали в поездах, в гостиницу хорошую расположили. Все прекрасно прошло, замечательно прошло. Мы, конечно, довольны. Я думаю, такой подход такого общества, серьезного общества, должен и продолжаться».

РАО и интернет

Борьба с пиратством в интернете — новый «фокус внимания» РАО. Российское авторское общество пообещало «принимать определенные меры», если пользователи будут распространять в сети музыкальный контент без разрешения автора.

Одной из неразрешенных пока что проблем в сфере прав на интеллектуальную собственность РАО считает отсутствие законодательного регулирования использования авторских произведений в сети. Если с раздачей контрафактного контента с пиратских серверов все ясно, то элементарная попытка проанализировать в правовом отношении феномен торрентов вызывает много вопросов.

Несет ли ответственность владелец сайта, не содержащего нелицензионного контента, а выступающего только в роли посредника при общении между людьми? Правомерно ли вообще бороться с технологией как таковой, может ли быть технология преступной? Если торрент-технологию все-таки следует запретить, как быть с использованием ее для обмена свободным контентом?

Не урегулировано также новостное вещание в интернете. На каких условиях должны быть использованы цитаты? Является ли объектом авторского права произведение-новость? У фразы «Под Смоленском упал самолет президента Польши» есть автор – можно ли копировать эту фразу? Как быть, если новостью является текст на сто, на тысячу, на десять тысяч знаков? Как использовать фотографии и видеоролики с мест событий, размещенные в открытом доступе в интернете? Является ли видеоролик, содержащий запись расстрела американским вертолетом группы журналистов в Ираке, авторским материалом?

Авторы и правообладатели

Объектом критики РАО со стороны идеологов пиратского движения стал тот факт, что на практике выгоду от защиты авторских прав часто получают не авторы произведений, а крупные корпорации. Произведения создают одни люди, а бизнес на торговле контентом строят другие.

Никита Михалков, подпись которого стоит под известным письмом В. Путину в защиту РАО, считает правильным, что интересы творца должны защищать другие люди. В коротком выступлении он сказал: «Художник совершенно бывает беззащитен, он занимается только тем, что ему Бог дал. И когда Моцарт писал партитуру и говорил: «Как ужасно, мне это так не нравится, но я, к сожалению, так слышу. Это так пошло, что я пишу, но я так слышу» -- когда ему было заниматься защитой своей интеллектуальной собственности? Художник, если он действительно художник, -- проводник между Господом, который дал ему этот талант, и теми людьми, которые этот талант потребляют. И ужасная беда и трагедия, когда художник считает свой талант своей собственностью. Он реально только проводник. Иначе он начинает работать для того, чтобы мягче спать и слаще есть, и порою перестает быть художником. Поэтому я надеюсь, что организации, которые принимают участие в работе по охране интеллектуальной собственности, будут понимать, что художник, беззащитный, требует этой защиты».

Полная версия