Российская интернет-торговля растет несмотря на кризис
Кризис, ударивший по многим секторам экономики, смог лишь незначительно затормозить темпы роста интернет-бизнеса, считают эксперты.
Объемы оборота российских электронных магазинов растут, а их количество увеличивается ежемесячно. На рынке есть место как для крупных проектов с широким спектром ассортимента, так и для нишевых магазинов.
Особенности национальной интернет-торговли
Особенности отечественной электронной коммерции определяются несколькими факторами.
Первый – общая неразвитость электронной торговли по сравнению с другими странами с высоким проникновением интернета. Так, по оценкам экспертов, сделки в электронном виде в США составляют до 35-40% от всего оборота торговли. В то же время в России этот показатель не дотягивает и до 1%.
В любом сегменте российского интернет-бизнеса есть пространство для роста, именно поэтому кризис не может остановить развитие электронной коммерции.
Второй фактор – проблемы доставки. В настоящее время доставка является основной проблемой, которую необходимо решать при организации интернет-торговли. О том, как эта проблема влияет на развитие российской электронной коммерции, можно прочитать в материале «Платежи и доставка тормозят развитие электронной коммерции».
Третий фактор – проблема платежей. Несмотря на развитие банковских платежных систем, а также нескольких конкурирующих комплексов электронных денег, основным методом приема оплаты остается оплата курьеру при получении товара.
Структура российской e-коммерции
Больше всего интернет-магазинов работает сейчас в сегменте бытовой электроники, техники для дома. Значительно выросли продажи билетов, как транспортных, так и на концерты и в кинотеатры.
Сегмент книг и DVD развивается слабее, хотя еще несколько лет назад он занимал лидирующее положение.
Одежда, товары для детей, товары для животных – это второй эшелон отечественного электронного бизнеса. Он развивается, но, по оценкам экспертов, пока не видно тенденций для перехода этого сегмента на лидирующие позиции.
Продажи продуктов сейчас развиты слабо, связано это в первую очередь с проблемами доставки и платежей. Так, покупатели относятся нормально к доставке на следующий день электронной фоторамки, но доставка продуктов через 24 часа мало кого устраивает. Кроме того, если клиент откажется платить курьеру, электронное устройство можно продать другому покупателю, предприниматель при этом теряет только деньги, которые затрачены на работу курьера. Потеря заказа в сегменте продуктов обходится дороже.
Цена входа в бизнес
Одной из привлекательных сторон электронной коммерции аналитики называют малую цену входа на этот рынок. Так, открытие электронного магазина в Москве может обойтись в сумму от 300 тыс. рублей. Открытие офлайн-магазина потребует средств в пять-десять раз больше.
Цена входа в электронный бизнес в узком, нишевом сегменте может быть еще меньше. Но специалисты предостерегают: нишевой торговлей можно заниматься только тогда, когда владелец магазина очень хорошо разбирается в особенностях выбранного сегмента. В противном случае приобретение опыта будет оплачено потерянным временем и потраченными впустую деньгами.