Платежи и доставка тормозят развитие электронной коммерции
По проникновению интернета Россия выходит на второе место в Европе после Германии. При этом покупки в сети совершают не более 1% российских пользователей. Развитию электронной коммерции мешают несколько факторов, некоторые из них -- системные.
Выводы аналитических агентств, исследующих рунет, единодушны: электронная торговля в России развивается. Количество интернет-магазинов растет ежегодно. Даже экономический кризис, ударивший по всем секторам экономики, смог только замедлить темпы роста электронной коммерции.
Интернет-торговля в России
Национальная ассоциация участников электронной торговли оценила годовые темпы роста интернет-продаж в России в 40%. Объем российского рынка электронной торговли в 2009 году оценивается в 190 млрд рублей. Темпы роста электронной коммерции замедлились в связи с экономическим кризисом, но прогноз на 2010 год остается высоким – эксперты ожидают роста на 30%.
Иван Кургузов, исполнительный директор oborot.ru, в интервью корреспонденту Infox.ru характеризует структуру российской интернет-торговли и перспективы ее развития: «Лидеры отрасли – это бытовая техника и электроника; книги, диски, аудио и видео; стройматериалы и товары для дома и различные билеты. В целом общее направление на лидерство этих категорий сохранится. Возможно, их не догонят в ближайшее время одежда и продукты или товары для детей, но у них тоже уже не так все плохо».
Но в абсолютном выражении объем рынка электронной коммерции в России очень низок. Так, объем рынка интернет-торговли составляет 0,49% от ВВП. Учитывая количество российских интернет-пользователей (по различным оценкам, до 40 млн человек), эта цифра может считаться мизерной.
Для сравнения: в США оборот рынка электронной торговли составляет 17% от ВВП, в Англии, Франции и Германии находится на уровне 14%.
Развитие рынка электронной коммерции в России тормозят несколько факторов.
Доставка и «последняя миля»
Проблема доставки товара покупателю – основной сдерживающий фактор электронной торговли в России. Иван Кургузов так характеризует ситуацию: «Очень большая страна, в которой нужно отправлять посылку с помощью железной дороги, автомобильного или авиатранспорта. Менее удобны (для покупателя. – Infox.ru) сроки. У нас есть большой инфраструктурный оператор – «Почта России». У него есть проблемы в деятельности. Они эти проблемы признают. Поэтому суммарно по стране доставлять не очень просто. А есть еще проблема «последней мили», то есть доставки товара курьером до квартиры.
В крупных мегаполисах есть курьерские службы, которые могут это делать. Эти курьерские службы работают тоже не идеально. В первую очередь потому, что сам по себе курьер – это такой человек, который работает временно. Ему ничего не интересно. Он может взять и уволиться. Поэтому доставка – это непреходящая головная боль интернет-магазинов…»
В крупных городах доставка также была серьезной проблемой еще несколько лет назад. Собственная курьерская служба требовала серьезного бюджета и становилась выгодной только на определенном этапе развития магазина. Аутсорсинг доставки также был недешевым удовольствием. Но за последние пару лет на рынок услуг по доставке товара для интернет-магазинов пришло несколько частных фирм. Благодаря возросшей конкуренции уровень оказания услуг вырос, а цены значительно снизились.
Прием платежей
С развитием системы банковских карт и электронных интернет-платежей проблема оплаты товаров в интернет-магазинах решена не была. Банковские карты до сих пор используются в большинстве случаев как «ключи к банкомату».
Объяснять нежелание российских пользователей расплачиваться банковскими картами при покупках онлайн их отсталостью не совсем корректно. Эта «отсталость» вызвана в первую очередь несовершенством законодательства, не обеспечивающего защищенность владельцев карт.
Например, в большинстве стран мира с развитой банковской системой достаточно одного звонка в банк, чтобы списанные деньги с карты были возвращены на счет в течение считаных минут. Поиск мошенников, доказательство правомерности списания денег со счета при этом становятся проблемой банка и правоохранительных органов. При такой схеме возрастает нагрузка на службу безопасности банка, падает защищенность банка от действий мошенников. Но при этом добросовестный пользователь карты чувствует себя защищенным, что вызывает большое доверие к банковским картам и электронным платежам.
О том, что проблема платежей в России не решена, говорит тот факт, что большинство российских интернет-магазинов предпочитает брать оплату за товар наличными при доставке. Магазины предпочитают доверить получение денег курьеру, даже работающему на аутсорсинге, так как часто это единственный способ оплаты, которому доверяют клиенты.