Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

2 февраля открылась 12-я международная выставка и конференция CSTB`2010

2 февраля в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо» начала работу 12-я международная выставка и конференция CSTB`2010 -- главное ежегодное событие в области вещательных и телекоммуникационных технологий в Восточной Европе и странах СНГ.

Выставка и конференция CSTB проводится при участии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, под патронатом правительства Москвы, при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.

На торжественной церемонии открытия проекта с приветственным словом к гостям и участникам обратились Жан де Глиниасти, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской республики в России, Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, и Ирина Недумова, генеральный директор, выставочной компания «МИДЭКСПО», вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России.

От лица организаторов CSTB`2010 Ирина Недумова приветствовала участников и гостей международной выставки и конференции, которая за 12 лет своего существования стала крупнейшей площадкой, где ежегодно встречаются ведущие игроки телевизионного и телекоммуникационного рынков. Ирина рассказала, что в проекте принимают участие более 400 экспонентов из 27 стран мира, среди которых крупнейшие операторы платного телевидения, ведущие мировые производители оборудования для сетей платного ТВ, дистрибьюторы, системные интеграторы, производители контента и контент-провайдеры. Была анонсирована насыщенная программа мероприятий для специалистов. Так, в рамках CSTB`2010 при содействии IBC проводится международная конференция, которая давно зарекомендовала себя как важнейшая ежегодная встреча профессионалов. Сенсацией на рынке многоканального цифрового ТВ стала первая национальная премия «Большая цифра», которую в рамках CSTB учредили Ассоциация кабельного телевидения России и компания «МИДЭКСПО».

Отдельное внимание г-жа Недумова уделила тому, что 2010 год официально объявлен Годом России во Франции и Годом Франции в России. Одна из первостепенных задач в России, поставленная сегодня государством – это цифровизация телерадиовещания, поэтому международная выставка и конференция CSTB`2010 включена в официальный перечень мероприятий, проводимых под эгидой российско-французских отношений. Согласно программе мероприятий рабочей группы «Экономика – Промышленность – Сельское хозяйство» Франция стала почетным гостем выставки и конференции CSTB`2010.

Ирина Недумова передала слово Чрезвычайному и Полномочному Послу Французской республики в России Жану де Глиниасти, который поблагодарил организаторов за особое отношение к Франции и с радостью констатировал присутствие на CSTB Оливье Жапье, генерального директора Высшего совета по аудиовизуальной деятельности Франции, французских экспертов из министерства экономики, а также значительного количества представителей французского бизнеса. Господин де Глиниасти подчеркнул, что целью проведения Года России во Франции и Франции в России является укрепление двусторонних связей стран в культурной и промышленной областях. По словам господина посла, выставка CSTB`2010, собравшая операторов, телевизионные каналы, производителей и дистрибьюторов телевизионного контента, показывает тесную связь, которая существует между культурой и экономикой. «Я хотел бы, чтобы данное мероприятие способствовало укреплению нашего сотрудничества с целью перевода телерадиовещания в России на цифровые технологии. Это цель, которую российское правительство планирует достичь к 2015 году на благо российских телезрителей», -- завершил Жан де Глиниасти.

От лица членов Ассоциации кабельного телевидения России, совместная аудитория которого уже составляет 20 миллионов абонентов кабельного и спутникового телевидения, к гостям обратился ее президент Юрий Припачкин. Ежегодно Юрий с удовольствием участвует в открытии выставки и конференции CSTB, которая год от года становится интереснее и многограннее.

Главным событием первого дня выставки и конференции CSTB`2010, а также всего телевизионного сообщества, стал российско-французский «круглый стол» «Внедрение и развитие цифрового телевизионного вещания во Франции и в России», который послужил площадкой для встречи глав телекоммуникационной и вещательной отраслей России и Франции.

Участники «круглого стола», среди которых представители Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ, ФГУП РТРС, посол Франции в России, представители министерства экономики, промышленности и занятости Франции, TDF (Tele Diffusion de France), Высшего совета телерадиовещания Франции, обсудили сотрудничество двух стран в сфере телерадиовещания, рассмотрели ряд первостепенных задач и обменялись опытом в области перевода теле- и радиовещания на цифровые технологии.

Модератором «круглого стола» выступил Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России.

С приветствием к собравшимся обратились представители обеих стран. От Франции было предоставлено слово Жану де Глиниасти. Господин де Глиниасти выразил радость по поводу того, что Год Франции в России начался с международной выставки и конференции CSTB`2010, поскольку французско-российское сотрудничество в области развития телерадиовещания является одной из ключевых тем партнерской программы двух стран. Посол подчеркнул, что присутствие французских представителей на данном мероприятии свидетельствует об активной поддержке, которую Франция готова оказать России в процессе внедрения цифрового вещания.

От России гостей приветствовал Марк Иосифович Кривошеев, который сегодня является руководителем 11-й международной комиссии Международного союза электросвязи, и помимо всех советских и российских наград имеет Национальный орден Франции за заслуги. Марк Иосифович отметил, что данное мероприятие выходит за стандартные рамки, так как является первым событием в рамках Года российско-французской дружбы. К тому же 15 января текущего года международное сообщество объявило, что мир готов к приему объемного телевидения. В России, например, компания «Акадо» уже готова презентовать 3D-телевидение. Марк Иосифович поздравил всех, кто принимает активное участие в развитии отрасли, и подчеркнул особую важность шагов, которые сейчас делаются на пути цифровизации телевидения.

О целях, которые ставили перед собой инициаторы Года России во Франции и Франции в России, рассказала представитель департамента конкурентоспособности, промышленности и управления министерства экономики, промышленности и занятости Франции госпожа Мирей Паннетье. Среди них госпожа Паннетье выделила взаимное обогащение знаний о каждой из стран, партнерство в различных сферах культуры, политики, экономики, расширение круга участников в российско-французском союзе до представителей различных органов власти. Выставка и конференция CSTB`2010, по ее словам, стали одним из наиважнейших событий программы, продолжением которой станут международный экономический форум в Санкт-Петербурге, выставка Пикассо в Москве и национальная российская выставка в Париже. Более того, Мирей подчеркнула символичность того факта, что CSTB`2010 стала еще и первым мероприятием спустя всего неделю после торжественного открытия Года России во Франции и Франции в России в Париже. По мнению госпожи Паннетье, проект развития цифровизации в России ждет большое будущее.

«Работа над этим проектом ведется в России уже два года, -- рассказал Михаил Калиманов, заместитель директора департамента внешнеэкономических отношений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, -- и эти два года были связаны с экономическим кризисом». Михаил подчеркнул, что России и Франции удалось сохранить те политические приоритеты, которые позволяют говорить о реальном партнерстве, и прежде всего, в сфере высоких технологий.

О текущем положении дел и задачах, поставленных в свете цифровизации, рассказали представители профильных министерств двух государств. Дмитрий Северов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, начал свое выступление со статистики. Сегодня, по его данным, в нашей стране зарегистрировано около 20 тысяч СМИ, вещание осуществляют более 1700 компаний, из них почти 700 – телевизионные эфирные, более 100 – кабельные и 900 с лишним -- радиовещательные компании. Причины такого бурного развития медиаиндустрии, по словам Дмитрия, очевидны, ведь мы живем в информационном обществе. Однако не все имеют равный доступ к информации из-за использования устаревшего оборудования, и именно переход на новые цифровые технологии должен устранить это неравенство.

Приоритетным является развитие цифрового вещания в малых и средних населенных пунктах, то есть там, где сейчас существует доступ только к двум-трем каналам. Строительство сетей начато с отдаленных регионов России -- на границе с КНР, Японией, Монголией, Кореей. Цифровое вещание будет осуществлять единый оператор наземного вещания ФГУП РТРС на бесплатной основе, РТРС уже сейчас начало строительство сетей в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях за счет собственных средств. Определяющим фактором при строительстве сетей господин Северов назвал вещание на огромную территорию -- 11 часовых поясов с неравномерным распределением населения, разным климатом и экономическим положением. К тому же исторически в России сложилось наземное эфирное вещание, и велика роль государства в телерадиовещании.

Помимо наземного эфирного вещания передача каналов станет доступной через универсальные среды. В планах государства -- развивать телевидение посредством появления новых бесплатных и платных каналов, HD- и 3D-каналов, интерактивных сервисов. Среди задач -- высвободить радиочастотный спектр, создать условия для развития перспективных направлений не только ТВ-вещания, но и других сред вещания, включая широкополосное.

В 2013 году начнется вещание первого мультиплекса. Важно отметить, что высвободятся значительные ресурсы, и это ускорит процесс внедрения цифрового телевидения. До 2015 года планируется обновить космическую группировку, на орбиту будут выведены новые спутники. Сети распространения необязательных каналов будут развиваться за счет внебюджетных средств.

Суммарная емкость трех мультиплексов будет соответствовать 24 каналам, то есть за время реализации программы вся страна достигнет столичного уровня. В каждом населенном пункте решено организовать до трех каналов высокой четкости и десять -- мобильного вещания.

Дмитрий Северов сообщил также, что планируется расширение охвата FM-радиовещания на территории России и переход на DRM -- качественное цифровое вещание в нынешнем AM-диапазоне. Таким образом, к 2015 году будет совершен переход к всеохватывающему цифровому вещанию в России.

Французский коллега Дмитрия Северова Оливье Жапье, генеральный директор Высшего совета телерадиовещания Франции, в свою очередь рассказал о французском опыте перехода на цифровое вещание, стартовавшем в начале 2000 года. На тот момент существовало шесть бесплатных и один платный аналоговый канал. С марта 2005 года было запущено 18 цифровых бесплатных каналов, в 2006 году – девять платных каналов, с 2008 года – пять каналов высокого разрешения. С этого времени начали появляться цифровые локальные сети во многих регионах. Для запуска новых каналов используется цифровое ТВ, по его словам, к концу этого года основной задачей является покрытие 95% населения. Оставшиеся 5% могут принимать каналы по спутнику. Цифровое телевидение во Франции сейчас развивается очень хорошими темпами. В настоящее время это 17% всего рынка. Планируется окончательно завершить аналоговое вещание к 2014 году.

Сегодня в трех крупных городах Франции уже запущено три пилотных проекта. В Элизасе в ночь с 1 на 2 февраля было прекращено аналоговое вещание. Как подчеркнул Оливье Жапье, очень важно заранее информировать население о таких экспериментах, чтобы зритель не оказался перед «черным экраном». Для этого создана специальная рабочая группа по коммуникациям, каждому абоненту высылается уведомительное письмо об окончании аналогового вещания и необходимости приобрести специальный адаптер (его цена около 30 евро), тем же, кто окажется вне зоны цифрового покрытия, планируется оказать финансовую помощь в размере 200 евро для приобретения параболической антенны. Господин Жапье подытожил, что переход на «цифру» пришелся на период экономического кризиса, но с подъемом экономики у них связаны большие надежды на продолжение работ по развитию цифрового ТВ.

Короткий доклад о состоянии дел в сфере телерадиовещания в России и о способах регуляции отрасли в свете перехода на «цифру» представил Сергей Ситников, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. По словам г-на Ситникова, 2007 год считается официальным стартом перехода России на цифровое вещание, однако на самом деле цифровое телевидение в России существует уже более десяти лет. В 2006 году было принято решение о создании единого государственного регулятора отрасли и, как показывает практика, решение очень верное. Межведомственная координация осуществляется государственной комиссией по телевещанию. В России, в отличие от Франции, лицензирование осуществляется государственным органом -- Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Важно и то, что государство является субъектом и игроком на этом рынке, оно финансирует создание программ, выполняет функцию по обеспечению населения минимальным набором каналов, а также осуществляет регуляцию.

Вот основные принципы цифрового телерадиовещания, к которым мы должны прийти: 18-19 каналов должно распространяться в эфирной среде на всей территории РФ (так называемый московский стандарт), свободный доступ должен быть обеспечен для 98% населения посредством наземного эфирного вещания, спутникового вещания, фиксированных средств связи (кабельные сети). В стандарте DVB-T будут существовать не более 24 каналов, рабочий протокол MPEG-4. От шести до восьми каналов останется для дальнейшего заполнения третьего пакета. Состав одного пакета определен указом президента РФ – и эта отличительная черта России. По второму и третьему мультиплексам работает Федеральная конкурсная комиссия.

Вещание областных муниципальных каналов будет осуществляться в 3-м мультиплексе или переведено в кабель. Формирование 2-го и 3-го пакетов осуществляется по субъектам РФ, их состав определятся Федеральной конкурсной комиссией. Первые два пакета будут сквозные федеральные, а в третьем будут учтены интересы регионов, а также оставлен резерв для последующего наполнения в интересах общества. В универсальных средах или средах без использования частотного ресурса (кабельные сети, мобильное ТВ и др.) могут распространяться восемь общедоступных каналов и до 16 каналов свободного доступа (из двух и трех мультиплексов), при этом дополнительных лицензий на вещание в универсальной среде не требуется. Там также могут распространяться каналы условного и ограниченного доступа.

Отвечая на давний вопрос про нелегитимное вещание на территории Российской Федерации западных европейских и американских каналов, господин Ситников отметил, что по итогам проведенной в прошлом году работы сейчас большой пакет каналов группы Discovery подан на регистрацию, а на днях получил сертификат канал Animal Planet. Так что 20-летняя практика нарушения российского законодательства заканчивается.

Еще один важный вопрос, который был затронут в речи Сергея Ситникова -- ограничится ли все тремя мультиплексами? По его оценке, дальнейшее развитие эфирного вещания наносит ущерб распространению каналов в универсальных средах, поэтому количество пакетов должно быть ограничено. При этом государство должно оставить за собой право развивать наземное эфирное вещание платно, особенно там, где развитие кабельного ТВ невозможно или нерационально.

Сегодня разработано два частотно-территориальных плана для одного и двух мультиплексов. Проведена глубокая санация использования ТВ-каналов в стране и выявлено много операторов связи, которые не используют выделенные каналы. Работа по наведению порядка будет продолжена. «Наша задача – уйти на низкие дециметровые частоты, сохранить частотные дивиденды, -- сообщил господин Ситников, -- опытные работы мобильного телевещания в Москве показали, что технология пригодна для свободного использования по всей России, в том числе при условии создания синхронных сетей (каналов на одной частоте). Федеральная конкурсная комиссия уже во втором квартале 2010 года готова выдать лицензии на эту услугу».

Между тем ключевое решение принято -- революционного перехода не будет, он будет мягким. В отличие от Франции, в России с 2015 года аналоговое вещание не уйдет, ведь этот год критичен только с точки зрения защиты частот. «Но есть много территорий, которые находятся далеко от границ РФ, там и после 2015 года может остаться аналоговое вещание, что и позволит осуществить переход на цифру плавно», -- сообщил присутствующим господин Ситников.

По первым оценкам Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, население хорошо воспринимает приход большого количества каналов, особенно это касается небольших городов и сел. Региональные бюджеты, в свою очередь, будут обеспечивать помощь малоимущим и социально незащищенным слоям населения.

Амери де Кард, директор по международным отношениям, TDF (Tele Diffusion de France), сообщил, что компания активно принимает участие в переходе на цифровое ТВ, в частности, в проведении работ по наземной цифровой системе в телерадиовещании. Запущено вещание в Венгрии, Испании и в ближайшее время будет запущено в Польше. Он также видит цель в покрытии 90% населения цифровым вещанием, остальное будет отдано спутниковому. В целом он уверен, что каждый в итоге находит свою нишу, для каждого остается своя доля рынка.

Подводя итоги «круглого стола», Юрий Припачкин резюмировал: «Россия стартовала позже на пути цифровизации, и в этом есть свои плюсы, поскольку у нас есть возможность учесть опыт партнера. Однако при стремительных темпах развития технологий соотношение способов передачи связи при реализации программы в течение пяти лет может измениться».

Во второй половине дня проводились семинары французских компаний-производителей «Российско-французский диалог B2B по вопросам цифрового телевещания», где французские коллеги поделились с российскими слушателями своим опытом о том, как конкуренция в сфере информационных и компьютерных технологий стимулирует НИР и бизнес. Состоялись презентации малых и средних предприятий от Images&Reseaux. Были приведены примеры экономически выгодных бизнес-моделей и решений для портативного и мобильного ТВ, фиксированного ТВ.

Проект CSTB`2010 представляет все современные форматы и направления вещательных и телекоммуникационных технологий:

  • цифровое эфирное ТВ (профессиональное мультиплексное оборудование, телевизионные передатчики и радиовещательные антенны, оборудование для приема сигнала);
  • платное ТВ -- IP TV, кабельное и спутниковое ТВ, мобильное ТВ, персональные видеорекордеры, видео по запросу, интерактивное ТВ, HDTV;
  • broadband;
  • беспроводные технологии – WI-Fi, WiMAX, RadioEthernet, MMDS;
  • операторские услуги мультисервисных сетей;
  • оборудование для ТВ- и радиовещания, для производства программ и послесъемочного телепроизводства;
  • спутниковая связь;
  • контент: спутниковые ТВ-каналы, мобильный контент, интернет-контент, интерактивный контент, HD-контент, интерактивные рекламные технологии, ТВ-программы для каналов платного телевидения и маркетинг платных каналов.

Среди участников CSTB`2010: «Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»), «Акадо-Столица», «НТВ-Плюс», «Орион Экспресс», GlobeCast, NEC Electronics, NXP Semiconductors, «Триколор ТВ», «Радуга ТВ», General Satellite, ВГТРК, «Телко Групп», Universal Communications, «Контур М», SVGA, И.С.П.А., ФГУП «Космическая связь», «Газпром Космические системы», Eutelsat, «Интерспутник», «Первый канал. Всемирная сеть», Discovery Networks, «ПрофМедиа» и многие другие.

СЕКЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ:

  • Экономическая эффективность проектов широкополосных сетей (кабельное ТВ, мобильное ТВ, IP TV, интернет-ТВ).
  • Новые и новейшие ТВ-технологии: HD-проекты, 3D-телевидение, услуги CDN.
  • Спутниковая связь и ТВ-вещание
  • Контент: new media площадки, user generated content, особенности производства.
Полная версия