Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Перевозку ракетного топлива контролируют с помощью ГЛОНАСС

Национальная российская глобальная навигационная система – ГЛОНАСС – в своем развитии выходит на этап практического использования. Отечественные разработчики представили два решения, которые будут востребованы для выполнения задач, критически важных для обеспечения государственной безопасности.

Мониторинг перевозки опасных грузов

Одно из решений -- малогабаритный аппаратно-программный комплекс мониторинга подвижных объектов и опасных грузов при перевозке их железнодорожным транспортом.

Комплекс разработан прежде всего для использования в российских космических программах. Опасными грузами могут быть емкости с компонентами ракетного топлива, потенциально опасными для экологии. Повышенное внимание оказывается также таким грузам, как ступени ракет, космические аппараты.

Сейчас подобные грузы перевозятся в сопровождении специальной команды, обеспечивающей их охрану, а также способной быстро среагировать на террористические угрозы или при возникновении аварийных ситуаций.

В помощь подобным командам и разработан данный комплекс. Разработка использует возможности навигационной системы ГЛОНАСС, международной спутниковой системы оповещения о бедствии и местоположении координат радиобуев в случае возникновения аварийных ситуаций КОСПАС-SARSAT, а также российской многофункциональной спутниковой системы связи ГОНЕЦ.

«Особенностью системы является наличие вагона сопровождения в составе, перевозящем опасные грузы, в котором располагается группа сопровождения, отвечающая за сохранность и правильную транспортировку опасных и ценных грузов, которые перевозит Роскосмос, -- сказал в интервью корреспонденту Infox.ru Сергей Иевлев, исполняющий обязанности начальника сектора ОАО «Российские космические системы».

Он рассказал о некоторых компонентах системы: «В составе системы есть портативный аварийный радиобуй космической системы спасения КОСПАС-SARSAT, при помощи которого в критической ситуации, когда все остальные приборы не могут выполнять своих функций, персонал вагона сопровождения может подать сигнал, который в автоматическом режиме придет к нам в центр, в МЧС и в РЖД».

Контроль за смещением инженерных сооружений

Еще одна разработка -- комплекс высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений. Система состоит из нескольких приемников сигнала ГЛОНАСС-GPS, установленных в ключевых точках здания, а также контрольного приемника, установленного вне границы объекта на прочном основании.

Система может фиксировать смещение контролируемого объекта, его деформацию, а также вибрации. Несколько математических стратегий позволяют при обработке сигнала отслеживать изменения в положении приемников с субмиллиметровой точностью (с точностью, превышающей один миллиметр).

Например, одной из стратегий является анализ резонансных частот объекта. Сдвиг резонансных частот даже в небольших пределах позволяет зафиксировать изменения в структуре здания, моста, плотины, другого крупного сооружения.

«В последнее время к ней (к системе. – Infox.ru) привлечено массовое внимание из-за того, что произошел ряд техногенных катастроф», -- говорит Сергей Иевлев.

Полная версия