Пока российский истребитель пятого поколения ПАК ФА совершает пробежки и готовится к первому полету, аналитики Пентагона формулируют перспективы развития новых авиационных комплексов, которые через 20 лет сменят F-22 и F-35.
Авиация – род войск, оказывающий решающее влияние на ход современного конфликта, в свою очередь, полностью зависит от экономического, научного и технического потенциала государства. О военном потенциале любой страны можно судить по состоянию ее военно-воздушных сил.
Пятое поколение истребителей
Пятое поколение истребителей сейчас считается наиболее современным классом авиационной техники, владение которым по силам только наиболее развитым в технологическом отношении странам. В настоящее время во всем мире только у США на вооружении есть F-22 Raptor, который относится к пятому поколению.
Этот самолет разрабатывался как средство завоевания превосходства в воздухе, которое позволило бы контролировать театр военных действий в ходе полномасштабного вооруженного конфликта с участием современных мощных армий.
После развала СССР Пентагон пересмотрел планы по производству этого самолета. Основной акцент военно-промышленный комплекс США сместил на разработку разных типов F-35, который также относится к пятому поколению, но является более дешевым и менее функциональным.
Впрочем, характеристики F-35 позволяют решать большинство задач по противодействию истребителям предыдущих поколений и по уничтожению наземных и надводных целей при условии взаимодействия с F-22. F-35 способен также выполнить любые задачи в условиях локальных конфликтов. Кроме того, на F-35 американский ВПК возлагает большие надежды как на лидера на рынке современных вооружений.
Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации также занимается истребителями пятого поколения. Наиболее близким к реализации является проект ПАК ФА, «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации».
Но когда-нибудь пятое поколение устареет. Ответить на вопрос, какой будет авиация через несколько десятилетий, уже сейчас пытаются аналитики Пентагона.
Авиация будущего
Доктор Вернер Дам (Werner J.A. Dahm), ведущий аналитик ВВС США, в своем январском докладе обрисовал основные направления развития авиации до 2030 года. Доктор является одним из тех людей, к мнению которых Пентагон прислушивается при планировании военного бюджета, а предприятия военно-промышленного комплекса – при финансировании перспективных разработок.
По мнению аналитика, в ближайшие годы основные усилия при разработке авиационных комплексов будут сосредоточены на следующих направлениях.
Модульность и компонуемость. Вместо разработки комплексов, предназначенных для выполнения стандартного набора конкретных задач, авиационные системы будущего будут состоять из различных модулей, которые можно использовать как части конструктора.
Например, для действий в горах необходимы одни типы РЛС, навигационного оборудования, летательных аппаратов. Для действий в пустыне или над океаном – другие. В условиях повышенной влажности необходима одна техника, в приполярных широтах – другая, в жарком пыльном климате пустынь – третья. Борьба с бронетехникой, мелкими подразделениями повстанцев или с горными укрытиями требует разных средств поражения.
В зависимости от потребностей и местных условий командование частей и соединений сможет заказывать те или иные модули, которые необходимы именно в данной обстановке.
Компактность и отсутствие человека на борту. Уже сейчас пилот является одним из самых уязвимых и слабых компонентов авиационного комплекса, требующий ресурсов для жизнеобеспечения и защиты от средств поражения в ходе боя. Без пилота техника способна работать дольше и эффективнее.
Так, RQ-4 Global Hawk способен выполнять патрулирование в течение 30 часов. Добиться подобных показателей на сравнимом по размерам пилотируемом аппарате практически невозможно. Но речь идет об аппарате, совершившем первый полет в 1998 году, у беспилотников будущего все показатели будут более совершенными.
Кроме того, потеря беспилотника из-за технического сбоя или из-за противодействия противника имеет совсем другие экономические и политические последствия. Например, в марте 2009 года над Ираком был сбит разведывательный аппарат, предположительно, иранский. В конце сентября того же года уже вооруженные силы Ирана сбили над своими территориальными водами беспилотник. В обоих случаях принадлежность аппаратов осталась «невыясненной».
Компактность – еще одно направление развития летательных аппаратов. Уже сейчас тестируются системы с размахом крыла до 10 см. С принятием на вооружение подобных аппаратов тактика действий в городе, в зданиях, на сильнопересеченной местности, в естественных и искусственных укрытиях может сильно измениться.
Использование гиперзвуковых скоростей. Гиперзвуковая скорость – это скорость от 5 Мах и выше. Сейчас Boeing ведет работы по разработке крылатой ракеты X-51, скорость полета которой будет составлять примерно 6500 км/ч.
Разработка подобного летательного аппарата связана с преодолением огромных научных и технических трудностей, так как на гиперзвуковой скорости кардинально меняются физические свойства воздуха.
Сегодня не существует средств, способных перехватить ракету, летящую с такой скоростью. Например, самый совершенный противоракетный комплекс С-500, который в настоящее время разрабатывается российскими инженерами, будет способен противодействовать баллистическим целям, летящим на скорости до 5 км/с.
Ввод в строй гиперзвуковых ракет может дать огромное стратегическое преимущество стране, которая располагает подобной технологией.
Вытеснение человеческих ресурсов автоматическими системами. Сейчас для обеспечения работы авиации используется труд многочисленного наземного персонала, связанного как с непосредственным управлением авиацией, так и с обслуживанием техники, логистикой. Большая часть этих людей в ближайшие годы может быть заменена автоматическими системами.