Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Эра пиратского контента в России заканчивается

Случилось то, что еще несколько лет назад в России невозможно было себе представить: начался закат эры пиратского контента. Нелегальных книг, музыки и фильмов в сети скоро не будет.

Пиратскому контенту в России осталось жить недолго. Пользователю, который привык качать из сети коллекции книг, альбомы музыки, сезоны сериалов и только вышедшие на экраны фильмы, поверить в это трудно. Но последние события на фронтах борьбы защитников авторских прав с пиратами не оставляют сомнений: пиратского контента в сети не будет. Вопрос лишь в том, как скоро это случится.

Признаки апокалипсиса пиратского мира

Рунет -- часть большой сети. Все процессы, характерные для интернета в целом, характерны и для рунета. В том, что правообладатели примут все меры для того, чтобы устранить возможность скачивания нелегального контента, не приходится сомневаться. И неважно, где физически находятся правообладатели, где -- потребители, а где -- пиратские серверы.

Меры и методы воздействия даже на российские власти найти можно. Так, в 2007 году под давлением российских властей был закрыт сайт Allofmp3.com, работа которого не нарушала российского законодательства. Не нравилась звукозаписывающим компаниям ценовая политика владельцев сайта, а также тот факт, что воспользоваться услугами сервиса по покупке музыки мог любой желающий, проигнорировав аналогичные, но более дорогие западные магазины.

Закрытие Allofmp3.com в российской прессе было представлено как жест доброй воли по отношению к международному сообществу, который должен был поспособствовать скорейшему вступлению России в ВТО.

Крупнейшие файлообменники мира побеждены. Создатели The Pirate Bay приговорены к денежному штрафу и к одному году тюрьмы. Администраторы трекера Mininova, одного из крупнейших файлообменных ресурсов, были вынуждены принять решение об удалении всех нелегальных торрентов. Российский torrents.ru прекратил тысячи раздач по требованиям правообладателей.

Владельцы библиотеки «Либрусек» (lib.rus.ec) недавно заявили о желании пойти на сотрудничество с издательствами, что многими любителями бесплатного чтения было расценено как предательство.

Новости со всего мира о борьбе за легальный интернет напоминают новости о борьбе с наркотрафиком. Только объектами давления со стороны полиции и судов становятся не колумбийские наркобароны, а обычные пользователи сети.

Суд обязал американского студента выплатить звукозаписывающим компаниям $675 тыс. за нарушение авторских прав. Такое наказание постигло молодого человека за 30 песен, скачанных из интернета. Жительница штата Миннесота должна заплатить штраф в $1,9 млн за то, что она незаконно скачала 24 песни с коммерческого сайта и поместила их в свободный доступ. Такое решение принял федеральный суд США. За попытки выложить музыку в сеть теперь можно не только заплатить штраф, но и получить реальный тюремный срок.

Особым старанием в борьбе с потребителями нелегального контента отличается RIAA, или Американская ассоциация звукозаписывающих компаний. На счету этой организации -- мать-одиночка Таня Андерсен, якобы скачавшая из p2p-сети несколько сотен мегабайтов гангстерского рэпа, 66-летняя скульпторша Сара Уард, которая обвиняется в том, что раздала через p2p-сеть более двух тысяч песен, защищенных авторским правом. В конце 2008 года суд обязал девушку-подростка, больную панкреатитом, выплатить RIAA $8 тыс. за то, что она выложила в интернет всего десять песен, защищенных авторским правом.

Пиратский контент vs легальное распространение

Пиратским называют контент, распространяемый с нарушением авторских прав и лицензионных условий. Впрочем, исчезновение нелегального контента еще не означает, что за все придется платить. Существуют несколько легальных схем распространения контента, как платных, так и бесплатных.

Часто правообладатели выкладывают в сеть музыку, видео и тексты с благотворительными, просветительскими целями. Так, 5 июня на YouTube была представлена полуторачасовая документальная картина «Home» Яна Артюс-Бертрана и Люка Бессона.

Контент может быть выложен в сеть бесплатно в качестве PR-акции, чтобы поддержать гастрольную деятельность или продажи альбомов. Британская рок-группа Oasis выложила свой новый альбом «Dig Out Your Soul» в социальной сети MySpace. Также в интернете опубликовал свой новый альбом Боб Дилан, а новый клип Бритни Спирс был обнародован на сайтах американских радиостанций.

Но чаще всего правообладатели хотят заработать денег.

Бизнес на контенте

Заработать на пользователях интернета можно только двумя способами. Первый -- продать им что-то. Второй -- продать самих пользователей.

Продажа пользователей называется рекламой. В таком случае деньги платят рекламодатели, а потребители пользуются бесплатным контентом, просматривая рекламу. Эта схема отлично работает и является основой для медийного бизнеса во всем мире. Но если бы она полностью устраивала потребителей, то продать контент кому-либо было бы невозможно.

А схем, при которых потребитель платит за контент, может быть несколько. Первая -- оплата за трек, фильм или книгу. Вторая схема -- оплата за пакет товара со скидкой (музыкальный альбом, сериальный сезон, собрание электронных текстов).

Третья схема -- оплата на основе подписки на сервис. Эта схема, скорее всего, станет основным конкурентом рекламной схеме распространения контента. Сервис предполагает фиксированную стоимость доступа к библиотеке книг, фильмов, музыки. За определенную сумму, выплачиваемую ежемесячно или ежегодно, пользователь получает доступ к миллионам единиц контента, не беспокоясь о том, как разделят его деньги правообладатели.

Говоря о схеме подписки на сервис, интересно послушать интервью президента Nokia в России Нильса Нильсена, которое он дал корреспонденту Infox.ru. Суть предложения Nokia -- год бесплатного использования сервиса «вместе с музыкой» при условии покупки одного из трех новых телефонов.

Менеджеры компании надеются, что пользователь после года свободного доступа к базе из девяти миллионов музыкальных треков оценит удобство и качество услуги и останется верным легальной схеме потребления контента после окончания срока бесплатного обслуживания.

Разговоры о национальной особенности россиян -- любви к бесплатному контенту -- миф из ряда мифов о водке, балалайке и медведях. Это подтверждает статистика роста продаж платного телевидения в России. При наличии бесплатных телеканалов, при наличии любой программы на пока еще не закрытых торрентах россияне все охотнее платят за пакеты телеканалов. Потому что сравнительно недорого получают качественный продукт в удобном для использования формате.

Полная версия