Компьютерные игры вредят только виртуалам
Несмотря на то что вред компьютерных игр, содержащих сцены насилия, никем не доказан, запрет на их распространение и рекламу в России может стать реальностью.
Для того чтобы компьютерная игра хорошо продавалась, она должна отвечать высоким современным стандартам. Одним из условий этого соответствия является высокое качество графического исполнения. Игра должна быть красива. Более того, если игра очень красива, ее продажам не вредят даже непродуманный сюжет, неумные диалоги и несбалансированность игрового процесса.
Красота игры – это в первую очередь ее графическая составляющая. Никому не нужен авиасимулятор без красивых пейзажей. Не продается стратегия без качественно нарисованных войск. И никому не интересен шутер, в котором враги не умирают красиво. Современные технологии позволяют прорисовать сцену убийства человека так натурально, что о будущем своей профессии уже можно беспокоиться киноактерам и гримерам.
Убийство как развлечение
Цель любого шутера – уничтожение солдат противника. Если враги будут сдаваться в плен, если их смерть не будет видна на экране, то игра не будет шутером. Сюжет игр подобного класса, как правило, может уместиться на половине стандартного листа бумаги. Да он и не важен – недаром многие отечественные геймеры, не понимая ни слова по-английски, с интересом играют в нелокализованные «стрелялки».
А вот реалистичная графика, разлетающиеся кровь, руки и головы, крики раненых и умирающих – все это создает атмосферу шутера, за которую его ценят поклонники.
В нашем видеоролике – фрагменты трейлеров популярнейших проектов. Несмотря на крайнюю жестокость происходящего на экране, мало кто может выключить этот ролик, не досмотрев его до конца. Опасны ли подобные игры? Могут ли они привести к изменениям в психике геймера, спровоцировать его на совершение жестоких преступлений?
Вред игр не доказан
Основной аргумент сторонников свободы творчества игростроителей – ни одно исследование ни одного ученого или исследовательского центра мира не установило связи между играми с элементами насилия и жестокостью в жизни. Даже в случаях, когда преступник оказывался геймером, всегда подтверждалось аномальное поведение субъекта независимо от его игровых пристрастий.
Так, исследователи Эссекского университета заявили, что жестокие игры не способствуют росту числа преступлений. Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними, в последние десять лет упала во всем мире. Это несмотря на миллионные тиражи проданных шутеров.
Исследователи говорят о том, что игра в «стрелялки» позволяет неуравновешенным игрокам выместить злобу на виртуальных персонажах, снять психологическое напряжение и удовлетворить доминирующие агрессивные мотивации.
Доказательства нужны не всем
Тем не менее для многих журналистов, политиков и общественных деятелей результаты научных исследований или их отсутствие не имеют определяющего значения. Опасность игр для психики геймера для них не нуждается в доказательствах.
Так, фракция КПРФ добивается принятия закона о запрете жестоких компьютерных игр. В официальных документах, подготовленных депутатами фракции, содержатся формулировки о «совершении в виртуальном пространстве массовых актов насилия над человеком и другими живыми существами». Фраза о «живых существах» вызвала на форумах рунета ажиотаж: в виртуальном пространстве встречаются такие живые и полуживые существа, которых ни один закон не в состоянии классифицировать.
Неясно другое: как подобный закон в случае его принятия сможет коррелировать с инициативами начальника Генерального штаба ВС России Николая Макарова, который считает создание компьютерных игр военно-патриотической направленности перспективной мерой в повышении результативности системы патриотического воспитания молодежи.
Следует отметить, что игры соответствующей тематики давно используются Пентагоном для популяризации службы в армии и поднятия престижа военной профессии.
Как должны действовать бойцы Красной Армии в новых российских патриотических играх, чтобы не нарушить нормы планируемого коммунистами закона? Одаривать фашистов цветами или уговаривать их не нападать на нашу Родину? Ведь насилие в играх над живыми существами, по мнению законотворцев, следует исключить.
Советовались ли депутаты от КПРФ по этому вопросу со старыми коммунистами, дошедшими до Берлина, остается загадкой.
Один из последних шедевров игроненавистников -- рассуждения о том, что майор Евсюков, расстрелявший людей в московском супермаркете, -- игроман. И о том, что причиной преступления стали компьютерные игры. При этом фактов, подтверждающих игровые пристрастия милиционера-преступника, нет. Есть информация о том, что майор любил выпить, о его неадекватном поведении в ресторане, о его самодурстве по отношению к подчиненным, о незаконном владении оружием и нарушениях правил хранения вооружения во вверенном ему подразделении. Но это все неважно.
Домыслы о геймере-Евсюкове -- вот что важно для любителей псевдонаучных теорий. И появление таких домыслов может иметь серьезные последствия для отечественной игровой индустрии.