Советский Hi-Tech против люфтваффе
Во время первого налета на Москву летчики люфтваффе не рассчитывали на встречу с артиллерией ПВО, советскими ночными истребителями и прожекторными полями. Фашисты думали, что их вообще не обнаружат. Они ошиблись.
Радиолокация – область, в которой и теоретические исследования, и практические разработки советских специалистов значительно опережали аналогичные работы ведущих мировых научных школ.
Этот факт признается и западными специалистами. После войны Черчилль объявил миру, что радиолокаторы это «подарок англосаксов мировой культуре». Но в 1946 году американцы Э. Реймонд и Д. Хачертон в одном из самых популярных в Штатах журналов Look писали следующее: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретен в Англии».
Первый договор на постройку пяти радиолокационных станций для сил противовоздушной обороны был подписан в СССР в 1934 году. Американцы заключили первый контракт на сборку шести установок только через пять лет, в 1939 году.
Завеса в небе Ленинграда
Первой практической системой РЛС в мире стала установка «Ревень» (радиоулавливатель самолетный, или РУС-1). Разработана установка была в 1934 году. Комплект РУС-1 состоял из трех машин -- одной передающей и двух приемных. Передающая машина генерировала радиосигнал, приемные улавливали отраженные волны от воздушных целей.
РУС-1 можно было развернуть только в виде завесы (забора), между машинами могло быть не более 30-40 км. Система была далека от совершенства, тем не менее РУС-1 активно применялся зимой 1939-1940 годов в ходе советско-финской кампании для создания рубежа обнаружения у Ленинграда и двух рубежей на Карельском перешейке.
45 комплектов РУС-1 во время Великой Отечественной войны работали в системе ПВО Дальнего Востока и Закавказья.
Первый импульсный локатор
Уже в 1939 году были проведены полевые испытания первой импульсной станции дальнего обнаружения «Редут», поступившей позднее в войска как РУС-2. И передающая, и приемная антенна входили в комплект одной машины, что повышало мобильность и эффективность использования системы.
Станция не фиксировала пересечение самолетом противника завесы, или линии между двумя установками, как это делала ее предшественница. Она позволяла надежно отслеживать воздушную обстановку в радиусе 100 км от машины, определяя высоту, курс и скорость движения воздушных целей. Опытные операторы могли также определить количество самолетов противника.
Всего в 1940-1945 годах было построено и передано в войска 607 станций РУС-2 различных модификаций. Эти станции стали для люфтваффе настоящей головной болью с первых месяцев войны.
Советский Hi-Tech спас Москву
[v1] Немецкое командование считало, что удар бомбардировочной авиации по Москве позволит деморализовать советские войска и сломить их сопротивление. Участие в первом налете на столицу СССР в ночь с 21 на 22 июля 1941 года приняло 222 немецких бомбардировщика.
Развернутые в районе Можайска, станции РУС-2 не только вовремя обнаружили немецкие бомбардировщики, но и помогли разгадать тактический замысел операции.
В 21.00 поступили первые доклады об обнаружении целей. В 22.07 в Москве завыли сирены. В 22.29 прожектора осветили первые самолеты, и генерал Д. А. Журавлев отдал приказ на ведение огня всеми огневыми средствами. Полковник И. Д. Климов поднял в воздух истребители на перехват воздушного противника. На командный пункт ПВО города в подземное сооружение на улице Кирова (ныне Мясницкая), 33, прибыли члены ГКО во главе со Сталиным и командующий московской зоной ПВО генерал М. С. Громадин.
Заградительный огонь ошеломил экипажи немецких самолетов, подавил их морально, заставляя уходить с боевого курса, бесприцельно освобождаться от бомбового груза и отказываться от выполнения боевой задачи.
Днем 22 июля по радио был передан приказ наркома обороны И. В. Сталина № 0241, в котором была объявлена благодарность участникам отражения налета. Успешное отражение первого налета на Москву укрепило боевой дух населения и армии, а также явилось первой победой над немцами в ходе Великой Отечественной войны.