Впервые удалось оживить цветковое растение из 30-тысячелетнего плода, захороненного в сибирской вечной мерзлоте. Смолевка узколистная выросла из ткани плейстоценового плода, зацвела и дала семена.
Это достижение российских ученых из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН в Пущино под руководством доктора геолого-минералогических наук Давида Гиличинского, руководителя лаборатории криобиологии.
Трагическое обстоятельство - Давид Гиличинский умер за два дня до выхода статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Science.
В вечной мерзлоте покоятся огромное количество когда-то живых организмов, и для исследователей очень заманчиво попробовать оживить некоторые из них. До сих пор никому не удавалось сделать это с цветковым растением такого возраста.
Плоды и семена смолевки узколистной (Silene stenophylla) были извлечены из вечной мерзлоты времени позднего плейстоцена, на глубине 38 метров, где они покоились при температуре минус 7 градусов. Место находки – берег реки Колымы. Интересно, что эти плоды и семена хранились в кладовке плейстоценового бурундука – как известно, грызуны делают себе запасы, чтобы пережить суровую зиму.
Радиоуглеродный анализ показал, что возраст семян около 31 тысячи лет. Поскольку они вмерзли в ледяной клин в составе вечной мерзлоты, то заморозились быстро и в течение всего времени уже не оттаивали. И поэтому очень хорошо сохранились. По семенам биологи определили вид растения.
Но для его воссоздания использовали не семена, а плоды. Ткань незрелых плодов разморозили и поместили в специальную питательную среду. Таким образом ученым удалось культивировать ткани растения, они добились того, что в пробирках появились побеги. Ожившие растения пересадили в горшки, где они укоренились и зацвели. Всего ученые вырастили 36 древних растений. Сравнив их с современными смолевками, выращенными в тех же условиях, никаких различий не обнаружили. Проведя перекрестное опыление, биологи получили от них жизнеспособные семена.
Удачный опыт оживления растения доказывает, что вечную мерзлоту можно использовать как кладезь древней ДНК, природный генетический криобанк. Так что, перед биологами открываются захватывающие перспективы оживить фрагменты вымершего мира.