По окаменевшим остаткам кузнечика юрского периода удалось реконструировать его песенку.
Кузнечики, так же, как и другие насекомые отряда прямокрылых, общаются песенкой, которая у каждого вида своя. Поют они надкрыльями: «смычок» одного крыла трется о зазубренную жилку другого крыла, и получается скрипучий звук. Биологам было интересно проследить, когда в эволюции насекомых появилась «скрипка» кузнечика (по-научному, стридуляционный аппарат).
Международная группа исследователей из Китайской академии наук, Университета Бристоля, Великобритания, и Университета Канзаса, США, использовали уникальную возможность и реконструировали песенку, которую издавали крыльями кузнечики, жившие 165 миллионов лет назад, в юрском периоде. Им помогли удивительно хорошо сохранившиеся остатки «скрипки», то есть стридуляционного аппарата древнего кузнечика Archaboilus musicus, найденного в юрских отложениях в Китае. Это представитель вымершего семейства насекомых, из которого произошли многие современные прямокрылые.
У древнего кузнечика были довольно крупные надкрылья – примерно 72 мм в длину, на которых хорошо сохранились жилки и зазубрины, которые служат для извлечения звука. На основании их морфологии ученые реконструировали основные параметры его песенки. Музыкальный кузнечик издавал чистый звук на низкой частоте около 6,4 кГц. Современные кузнечики «поют» на частоте 12-16 кГц.
Такая низкочастотная песенка подходила для коммуникации в древнем лесу, довольно захламленном, состоящем из хвойных и древовидных папортников. Биологи сделали вывод, что юрский кузнечик вел ночной образ жизни и пел ночные серенады для привлечения самок, сидя на деревьях. Вероятно, эту песенку слышали также рептилии, амфибии и первые млекопитающие, охотясь за насекомыми.
О палеонтологической музыкальной реконструкции ученые написали в журнале PNAS.