Антарктиду делить не будут
В обозримом будущем Антарктида останется континентом международного научного сотрудничества. Ее не будут делить на зоны разных стран, а главное - не будут покушаться на ее недра для добычи полезных ископаемых. Таково мнение российских экспертов.
28 января Антарктида отметит очередную годовщину своего открытия, которое произошло в 1820 году русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Но почти за сто лет до ее открытия русский ученый Михаил Ломоносов предсказал сушу на Южном плюсе, подчеркнул директор Института географии РАН Владимир Котляков. Ломоносов догадался, что айсберги в южном океане – это «матерые льды», отколовшиеся от материка. «Русские корни» Антарктиды наша страна старается подтверждать работой на ледяном континенте. О том, зачем это надо и какие перспективы нас ожидают в будущем, специалисты по полярным исследованиям рассказали журналистам по видеомосту «Москва-Санкт-Петербург».
Открытия еще происходят
«Период географических открытий, вопреки общепринятому мнению, еще не завершен, считает Владимир Котляков. – Пример тому – совсем недавнее открытие подледных озер в Антарктиде, самое крупное из которых – озеро Восток».
Антарктида очень важна для всего человечества с климатической точки зрения. Здесь «варится» погода южного полушария, да и на климат всего земного шара антарктический регион оказывает большое влияние. В связи с глобальным потеплением, Антарктида таит большую угрозу, подчеркнул заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Данилов. Если вдруг антарктический ледяной щит растает, случится глобальная катастрофа. Но пока рассуждать об этом можно только теоретически. Несмотря на то, что температура понемногу повышается (ученые говорят о тренде), льды Антарктиды не только не уменьшаются, но, наоборот, растут, особенно в восточной части, объяснил Владимир Котляков. Это объясняется большим количеством осадков (снега), который и формирует новый лед.
Наблюдения требуют и озоновая дыра, которая, как известно, расширяется над Антарктидой, и состояние биоресурсов: рыбы и криля.
Огромное значение для науки имеет глубинное бурение (международный проект, в котором участвуют Россия, Франция и США). Анализ ледяных кернов дает нам информацию о климате прошлых эпох. «Так, мы узнали, что температура во время прошлого межледниковья – 100 тысяч лет назад, была на 1,5 градуса выше, чем сейчас, - рассказывает Владимир Котляков. – Это указывает на то, что человеческая деятельность еще не поколебала глобальных природных процессов, и это радует».
Бурение озера Восток
На вопрос корреспондента Infox.ru о планах проникновения в подледное озеро Восток академик Владимир Котляков отвечает: «Сейчас осталось совсем немного – порядка 30-40 метров до границы лед-вода. И мы планируем войти в озеро. Но здесь существуют большие технологические сложности. Дело в том, что вода в озере находится под большим давлением. И как только буровой снаряд проникнет в озеро, вода выйдет наружу, поднимется по скважине и замерзнет. Так что предстоит решить, как справиться с этой проблемой. Нужно много усилий и большой элемент удачи».
Российский след в Антарктиде
В истории российской научной работы в Антарктиде были взлеты и падения, сейчас она на подъеме, считает Александр Данилов. Сегодня на материке работают 5 постоянных станций, еще 2 сезонные. Хотя в былые времена в Антарктиде работали 10 советских научных станций. Работу обслуживают два судна, в настоящий момент строится еще один корабль – «Академик Трешников». На антарктическую зимовку остаются более сотни человек, в сезон численность людей на станциях в 2-2,5 раза больше. Конечно, станции нуждаются в модернизации – как оборудование, так и бытовые условия. На это нужны деньги.
Есть проблема – в Антарктиде работает мало молодежи, меньше, чем в Арктике. Эта загадка объясняется просто: арктические исследования зачастую финансирует бизнес, там много коммерческих проектов. А в Антарктиде никакого бизнеса и финансирование идет только за счет государства.
Сегодня на работу в Антарктиде государство выделяет примерно 1 млрд рублей в год. Но из этой суммы всего 3-4% тратится на собственно научные исследования. Ученые считают, что этого мало.
Сейчас принята стратегия развития Антарктиды до 2020 года и дальше, рассказывает Александр Данилов. И впервые принята государственная антарктическая программа. Что делать в Антарктиде, мы знаем, подчеркивает ученый. Основной вопрос – финансирование.
Экология под строгой охраной
Экологические правила в Антарктиде очень строгие. В международном договоре записано о необходимости абсолютно убирать за собой абсолютно все. «Сейчас в Антарктиде даже пописать нельзя, - говорит Виктор Боярский, директор музея Арктики и Антарктики. – Все биоотходы надо увозить с собой». Он считает, что в этом есть даже некий перебор, например, трудно разумно объяснить запрет на использование собак в качестве транспортного средства.
Экстремальный туризм
Туризм в южном заполярье все более и более популярен, и пока он не наносит вреда природе. Хотя интенсивность его растет. Сейчас бывает, что в регионе работают одновременно 24-25 судов, перевозящих туристов, рассказывает Виктор Боярский.
Ресурсы есть, но трогать их нельзя
Конечно, ледяной континент скрывает богатства в своих недрах. И конечно, геологам интересно изучать недра Антарктиды. Но пока что не идет и речи о том, чтобы планировать разрабатывать там полезные ископаемые. Такие разработки строго запрещены международным законодательством. Впрочем, когда дойдет дело до антарктической нефти, может быть, она уже и не нужна будет, считает Владимир Котляков. Так что, по его мнению, Антарктиду ждет «светлое будущее».
Антарктида не станет Арктикой
У Антарктиды особый статус. В начале прошлого века она была неофициально разделена на семь секторов, так как семь стран считали ее своей государственной принадлежностью, говорит Котляков. Но в соответствии с конвенцией 1959 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. На ней разрешена только научная деятельность. Участниками договора стали 28 государств. Антарктида – зона мира, в ней запрещено размещение военных объектов, а боевым кораблям запрещено заходить южнее 60-го градуса ю.ш. Антарктида еще и безъядерная зона, так что к ней не подходят атомоходы и не используются атомные источники энергии.
Этот особый статус Антарктида будет сохранять и в будущем, так как международная конвенция недавно продлена на несколько десятилетий. Так что Антарктида избегнет судьбы Арктики, которая стала территорией международного соперничества.